Розовый павильон в павловском парке. В настоящее время павильон пракически полностью разрушен

Имеющая не только художественную, но и историческую ценность. Простое по форме здание, увенчанное куполом, было построено главным архитектором Павловска Андреем Воронихиным в 1807 году.

Как и мечтала Мария Федоровна, Розовый павильон стал царством розы, любимого цветка хозяйки парка. Царица цветов была изображена на обивке мебели и сервизах, вокруг здания были устроены розалии, а на фронтоне красовалась золоченная надпись на французском языке «Pavillon des roses».

В этом доме Мария Федоровна устраивала настоящие праздники искусства, здесь собирались художники, литераторы и музыканты, сюда могли прийти все образованные люди, неравнодушные к искусству.

В июле 1814 года павильон Роз стал местом торжественной встречи вернувшихся из Парижа императора Александра I и его гвардии. Для предстоящего торжества архитектор Карл Росси пристроил к зданию Танцевальный зал, также была устроена пристань для ловли рыбы, а мастер-декоратор Пьетро Гонзаго создал яркие декорации, изображавшие русскую деревню того времени. Рядом были установлены медные статуи Геркулеса, сидящего на лошади, и Аполлона Геркуланского.

На празднике звучали хвалебные гимны в исполнении хоров, а завершилось торжество стрельбой из пушек и фейерверком.

Режим работы Розового павильона в 2019 г.

  • Открыт с 2 мая по 13 октября
  • C 11:00 до 17:45
  • Кассы закрываются на час раньше. Кассы находятся у входа в парк и на плацу перед дворцом
  • Понедельник и вторник - выходные дни
  • Павильон может быть закрыт в дождливую погоду

Стоимость билетов в Розовый павильон в 2019 г.

  • взрослые - 100 руб.
  • учащиеся (от 7 до 18 лет) и пенсионеры - 50 руб.

И сейчас, как и 200 лет назад, Павильон роз привлекает людей, любящих музыку, живопись и литературу. Ежегодно в этом прекрасном месте Павловского парка проходят музыкальные мероприятия – Международный фестиваль «Большой вальс» и Международный фестиваль "Славься, Глинка!", посвященный творчеству великого русского композитора Михаила Глинки.

1811-1812; 1814
Воронихин А.Н.; арх. Росси К.И., худ.-декоратор Гонзаго П.

Розовый павильон представляет собой деревянное здание с четырьмя фасадами и небольшим куполом, построенное в 1807-1812 годах по проекту архитектора А. Воронихина. Розовый павильон был со всех сторон окружен розами, и основной темой его внутренней отделки тоже были розы. В 1814 году к павильону пристроили танцевальный зал по проекту К. Росси и П. Гонзаго. Зал был построен всего за 17 дней - для бала в честь возвращения Александра I из Парижа после победы над Наполеоном. В наши дни в Розовом павильоне проводятся литературные чтения и музыкальные вечера.

На месте, где соединяются между собой четыре парковых района - Белая береза, Парадное поле, Старая и Новая сильвии, - в начале XIX века возник павильон, ставший вскоре одним из самых прекрасных и знаменитых сооружений Павловского парка. Здесь, на берегу пруда, рядом с аллей, ведущей в сторону дворца, в 1799 году построил дачу брат друга детства Павла I князь Алексей Куракин. В 1806 году ее купил и перестроил князь Л. Багратион, а в 1812 году проданный в казну дом был перестроен А. Воронихиным в парковый павильон, получивший название Розового павильона, так как был окружен розариями. В украшении самого строения все было подчинено теме этой царицы цветов.

Танцевальный зал Здесь в обществе хозяйки Павловска собирались художники и литераторы, здесь каждый мог написать в альбом свои стихи и проникновенные посвящения, здесь Мария Федоровна старалась выполнить все желания чувствительных и образованных гостей, вход для которых был открыт в любое время. 27 июля 1814 года Розовый павильон и его окружение стали местом великого торжества - встречи Александра I, возвратившегося из Парижа после победы над Наполеоном. По этому случаю к павильону по проекту К. Росси был пристроен Танцевальный зал, П. Гонзага написал на щитах театральные декорации, изображавшие русскую деревню. Эти декорации, установленные на воздухе на фоне пейзажей парка, создавали полную иллюзию действительных построек, на фоне которых разыгрывалось представление встречи народом войск победителей.

Танцевальный зал Декорации, несмотря на неоднократные починки, погибли уже в XIX веке, а сам павильон - во время войны. Возрожденный в результате длительных исследовательских и восстановительных работ, Розовый павильон органично вписался в пейзажное парковое окружение и поражает как благородством стиля, так и свойственными для Павловска удивительно найденными масштабами соотношении между рельефом, растительностью, самой постройкой и человеком.

Режим работы и стоимость билетов в Розовый павильон.

Фото: Розовый павильон в Павловском парке

Фото и описание

Розовый павильон или Павильон Роз - один из наиболее очаровательных павильонов ансамбля Павловского парка, который представляет значительную художественную и историческую ценность как редчайший образец классического деревянного зодчества. Автором проекта Розового павильона является Андрей Воронихин. Позже здесь также работали Пьетро Гонзаго и Карл Росси.

Розовый павильон расположен в месте соединения трех районов Павловского парка: Белой Березы, Старой Сильвии и Парадного поля. Именно поэтому он играет существенную роль в создании общего пейзажа парка, как бы завершая его художественный облик.

В 1797 г. участок земли «близ Парадного поля» был пожалован императрицей Марией Федоровной князю, тайному советнику, генерал-прокурору Департамента уделов, камергеру, кавалеру различных орденов Алексею Борисовичу Куракину, под строительство загородного дома.

Именно дом А.Б. Куракина располагался на месте Розового павильона. Он был прямоугольным в плане с портиками с четырех сторон и был выполнен из дерева.

В 1806 г. участок с домом и службами был продан князем военному губернатору города Павловска, Петру Ивановичу Багратиону, который отвечал за безопасность царской семьи, когда Двор выезжал в Павловск на лето. Багратионом также был приобретен и соседний участок, который принадлежал князю М.П. Голицыну. Кто был автором проекта переделок дома Куракина неизвестно. Строительство велось купцом 3-й гильдии Андреем Пелевиным.

Отправляясь в декабре 1810 г. в действующую армию, Багратион дал распоряжение Пелевину о продаже своей павловской недвижимости. Что и было сделано. В 1811 г. участки стали собственностью казны императрицы Марии Федоровны. Но память о бывшем владельце еще долго сохранялась в имени этого участка. Его так и называли «дача Багратиона».

Андрей Воронихин по поручению императрицы переделал этот дом в парковый павильон. По идее Марии Федоровны павильон должен был быть царством роз – ее любимых цветов. Розы украшали специально созданную для него мебель и оформление интерьеров павильона, розы были и на фарфоровом сервизе и в разбитом около стен павильона розарии. Цветы привозили из разных уголков Европы. Императрица любила и разбиралась в них. Но особенную страсть он проявляла к розам. Поэтому парковый павильон и был назван Розовым. В 1812 г. на фронтоне главного фасада сооружения появилась вызолоченная надпись на французском языке «Pavillon des roses».

Когда 27 июля 1814 г. Павловск встречал Александра I и русскую гвардию, которая вернулась с победой над Наполеоном из Парижа, к Розовому павильону спешно был пристроен танцевальный зал. Работами по строительству руководил архитектор К. Росси и декоратор П. Гонзаго. Кроме того, рядом с Павильоном Роз на пруду «для ловления рыбы» устроили пристань с деревянными перилами. А у павильона Роз были установлены медные статуи Геркулеса, сидящего на лошади, и Аполлона Геркуланского.

Сегодня воссозданный павильон Роз выполняет роль концертного зала. Самый лучший музыкальный проект, осуществляемый в его стенах, это проводимый ежегодно, начиная с 2002 г. фестиваль «Большой вальс в Павловске». Фестиваль посвящен композитору Иоганну Штраусу. Со временем фестиваль вышел далеко за пределы Павловска и стал межмузейным проектом, получив более широкое название «Большой вальс».

Другой музыкальный фестиваль, проводимый в Розовом павильоне, посвящен композитору Михаилу Глинке. Таким образом чтятся и продолжаются традиции, некогда заложенные царственной хозяйкой Павловска, Марией Федоровной.

История строительства Павильона роз

Розовый павильон - это прекраснейший памятник русской культуры, возникший в начале XIX столетия. Ввиду своей изысканности, павильон стал одним из самых знаменитых сооружений Павловского парка. Будучи окруженным со всех сторон розариями, место назвали именно Павильоном роз. Первоначально здание являлось дачей Багратиона. Но уже в 1812 году специально для императрицы Mapии Федоровны главный арфитектор Павловска Андрей Воронихин перестраивает дачу в прекраснейший павильон на четырех колонных портиках, украшают которые живописные картины о играх амуров. Над главным фронтоном расположилась надпись на французском «Павильон роз».


Императрица была страстным любителем и знатоком цветов. Ей привозили особенные сорты роз для розария со всей Европы. Хозяйка павильона желала превратить его в Царство цветов. Весь интерьер павильона был выполнен с использованием живых цветов или их изображений. Стены были покрыты гирляндами цветов, купольный зал-ротонда пестрил многообразием цветов, на изысканной мебели повсеместно были накинуты нежные вышивки с изображением роз. В 1814 году к цветочному павильону пристроили танцевальный зал, росписью которого занимался Д.Б.Скотти. Стиль интерьера оставался прежним - цветочные гирлянды на плафонах, искусственные розы, образующие под куполом огромную розетку, 4-х ярусная люстра, украшенная зелеными листьями и многое другое. Такой декор отражает уникальный стиль русского декоративного искусства в начале XIX века.


Именно в Розовом павильоне состоялась торжественная встреча с победителем Наполеона и освободителем Европы - Александром I. Хвалебные гимны и кантаты в честь победителя, фейерверк и стрельба из пушек сделали это событие особенно праздничным и знаменательным. После смерти Марии Федеровны, павильон стал играть главенствующую роль в развитии русской культуры. И.Крылов, В.Жуковский, Н.Карамзин читали здесь свои литературные творения, начинающие талантливые музыканты проводили здесь тематические вечера. Постоянным гостем мероприятий был Д.Бортнянский, встречали здесь и М.Глинку.


Современное время

К сожалению, жестокие военные годы уничтожали всё на своем пути. Так и Розовый павильон во время войны был разрушен. Лишь в 70-х гг. А.И. Зеленова собрала все необходимые исторические документы для начала восстановительных работ. Сейчас павильон восстановили и вновь октрыли для любителей прекрасного.


Редакция сайта Пушкин.ру

Розовый павильон – одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка. Он расположен в живописном месте на границе трех районов: Старой Сильвии, Белой березы и Парадного поля в окружении глади прудов.

В конце XVIII века земли за Парадным полем жаловались придворным из окружения императора Павла I. Так в 1797 г. князю Алексею Борисовичу Куракину, тайному советнику, камергеру и кавалеру различных орденов был пожалован участок вблизи парадного поля. На планах 1799 г. дом Куракина значится на месте будущего Розового павильона. В 1806 г. Куракин продает свой дом генералу от инфантерии князю П.И. Багратиону, который был назначен военным комендантом города Павловска. Первые годы пребывания Багратиона в Павловске отмечены его дружбой с великой княжной Екатериной Павловной и благосклонностью императрицы Марии Федоровны.

Летом 1811 г. обширный участок дачи Багратиона приобретен в собственную казну вдовствующей императрицы Марии Федоровны, но еще долго будет называться «дачей Багратиона».

Перестройку дачи Мария Федоровна поручила архитектору А.Н. Воронихину, пользовавшемуся большим уважением императрицы и, особенно, ее признательностью за работы по Павловскому дворцу. Воронихин создает легкую и изящную деревянную постройку в классическом вкусе. Квадратная в плане, она украшена четырехколонными портиками с венчающими их фронтонами и широкими крыльцами, ведущими к этим портикам. Завершается невысоким куполом на четырехгранном барабане, с полуциркульными окнами. Стены обшиты досками, окрашенными в светло-жёлтый цвет с нарисованными рустами, имитирующими кладку. Во фронтонах, а также во фризе по периметру фасадов – декоративные живописные панно, написанные гризайлью, с изображением игр амуров. Они привносят элемент пасторальности в эту стройную классическую постройку, подчеркивая назначение ее как места отдохновения, развлечения и игр.

Вокруг павильона прокладывают дорожки и разбивают розарий, отчего павильон получает название «Розового», а на главном фасаде под фронтоном появляется надпись по-французски, набранная из бронзовых золоченых букв «Pavillon des Roses».

Воронихин строит «Павильон Роз» по всем правилах осевой симметрии. На пересечении осей находится композиционный центр – Ротонда, как своеобразный архитектурный лейтмотив Павловска. Четыре полукруглые ниши Ротонды с восемью колоннами коринфского ордера по сторонам чередуются с тремя прямоугольными проемами, а место четвертого занимает мраморный камин. Гризайльная роспись в конхах ниш представляет объемные розетки, что усиливает впечатление глубины ниш. Над ними по всему периметру ротонды – расписной фриз из пальметт. Небольшой этаж над ротондой представляет круговую галерею с балюстрадой, а еще выше – купол с нарядными расписными гирляндами цветов на ослепительно белом фоне. Три открытых проема без дверей соединяют ротонду с окружающими ее гостиными, образующими П-образную галерею.

Специально для павильона была изготовлена мебель из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, угловые шкафчики и разнообразные цветники. Украшением мебели служили вышивки с изображением цветов и в особенности роз.

Розовый павильон стал любимым местом отдыха Марии Федоровны, здесь бывали именитые литераторы и музыканты.

Летом 1814 г. к павильону пристраивается большой танцевальный зал, так как Мария Федоровна задумала устроить в Розовом павильоне праздник, посвященный торжественному возвращению Александра I после победы над Наполеоном. Двухсветный около 400 квадратных метров танцевальный зал поражает великолепием отделки.

Темперная живопись с позолотой, выполненная Д.-Б. Скотти, представляет аллегорические символы победы и славы. Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз из разноцветного шелка, словно образуя огромную корзину. Из центра этой корзины спускается большая четырехъярусная люстра из золоченого дерева, по четырем углам – четыре меньшие люстры такой же конструкции. В простенках между окнами помещены бра в виде корзин с букетами листьев и украшенные золочеными воинскими шлемами со страусиными перьями.

Праздник состоялся 27 июля 1814 г. Перед павильоном на фоне иллюзорной декорации, изображавшей русскую деревню, написанной П.Гонзага, выступали хоры исполнявшие гимны и оды в честь царя-победителя. Стихи и музыку писали лучшие поэты и композиторы. В спектакле участвовали артисты императорских театров.

Еще один знаменитый театрализованный праздник и карусель состоялись 6 июня 1816 года в честь великой княгини Анны Павловны и ее супруга принца Вильгельма Оранского перед их отъездом в Нидерланды.

Вплоть до Великой Отечественной войны Павильон являлся музеем, а также местом для проведения лекций в летнее время. Разрушенный в годы оккупации, Розовый Павильон возрожден в своем первоначальном виде в 1990-х годах. Вокруг него разбит шикарный розарий.