Императорский дворец кацура. Cад при императорской вилле Katsura (Киото)

Название :

Местонахождение : Киото (Япония)

Создание : Начало создания: 1615 г., дворец - 1590 г.

Заказчик / Основатель : принцы Тосихито и Тоситада, Кобори Энсю

Дворцовый ансамбль Кацура был задуман как место уединения и отшельничества для членов императорской семьи. Он расположен близ реки Кацура к юго-западу от Киото, который был столицей Японии более тысячи лет.

Главный дворцовый павильон представляет собой простую деревянную стоечно-балочную конструкцию с комнатами, застеленными соломенными циновками-татами, и приподнятой открытой верандой, откуда можно было созерцать красоту окружающей природы. Сад, деревья и небольшие павильоны, расположенные вокруг главного здания ансамбля, соединяются хитроумно проложенными тропинками и напоминают волшебные пейзажи, воспетые в японской средневековой поэзии. Подчеркнуто простые дворцовые постройки гармонируют с окружающим пространством и как бы стирают грань между искусственным и естественным. Сделанные рукой человека изгороди и дорожки из камней под действием времени все более органично вписываются в ландшафт, а пышная растительность благодаря тщательному и регулярному уходу выглядит особенно декоративной.

Дворцовые постройки и сады пришли в упадок в период Мэйдзи (1868-1912 гг.) и были в запустении, пока немецкий зодчий-модернист Бруно Таут не открыл глаза европейцам на народную японскую архитектуру. Во дворце побывали многие знаменитые архитекторы, в том числе Франк Ллойд Райт , Ле Корбузье и . Их поразило умение японцев использовать природные материалы, изумила простота, гибкость и подвижность форм, которые в ту пору вполне соответствовали вкусам американцев и европейцев.

Архитектура дворца Кацура

  1. Растительность . Только с близкого расстояния можно разглядеть, что деревья и кустарники, столь естественные на вид, аккуратно подстрижены. Расположение растений, окружающих дворец, создает впечатление гармонического равновесия между покоем и движением, между строгой формой и фантазией художника.
  2. «Секинтэй ». «Секинтэй», или «Павильон сосны-лютни», — самый важный среди чайных павильонов. Каменный мостик связывает его с дорожкой, ведущей к центральному павильону – сеину. «Секинтэй» покрыт простой соломенной крышей; внутри – перегородки из дерева, бумаги и бамбука. В кухне есть все необходимое для чайной церемонии, которая исполняется в главном помещении, где гости сидят прямо на татами. Приподнятое на столбах здание тесно связано с окружающим пространством, а его отделка очень проста. Некоторые наружные колонны нарочито не отделаны – древесная кора, покрывающая их, оставлена нетронутой. Все балки, однако, тщательно отшлифованы – этим приемом подчеркнута естественная красота древесины.
  3. Нависающие крыши. Сильно выступающие свесы крыш защищают внутреннее помещение от палящего зноя и дождя – вода стекает по ним на полоску гравия, окаймляющую дом. Рассеянный свет, проникающий в помещение, отражается от каменных дорожек и смягчается тонкими бумажными экранами, которые вставлены в скользящие двери – седзи. Седзи в японском доме заменяют окна.
  4. Тяга к уединению. Тяга к уединению и отшельнической жизни нашла отражение в названии одного из чайных павильонов – «Павильон насмешливых мыслей» («Сеи-кэн»). Название навеяно произведениями китайского поэта Ли Бо, ставшего отшельником, чтобы посмеяться над мирской суетой.
  5. Сеин. Главный дворцовый павильон выстроен в национальном архитектурном стиле сенн-дзукури. Здание предназначалось для уединенных занятий икебаной, живописью, чтением и каллиграфией.
  6. Камни. Камни на поросшей травой и мхом лужайке намечают живописные петляющие тропинки, ведущие к павильонам и островки на озере. Гладкие и шершавые валуны тщательно подобраны и уложены намеренно неровно, чтобы создать контраст с прямыми дорожками, окаймляющими здание.
  7. Сезонные изменения. Архитектура здания обеспечивает сквозную вентиляцию, что необходимо во влажное и жаркое время года. Однако отсутствие утепления и теплоизоляции делает дом уязвимым в период зимней сырости и холодов. В этом хрупком, незащищенном доме эстетические переживания, связанные со сменой времен года, — предчувствие весеннего цветения сакуры и тоска по опавшим осенним листьям – приобретает особую остроту.
  8. Веранда. Выстланная бамбуком веранда, приподнята над землей. С этого места созерцали отражение луны на глади озера. Значение слова «кацура» ассоциируется с деревьями, луной и миром грез.
  9. Озеро. Группа небрежно разбросанных камней ведет к небольшому искусственному озеру. По озеру совершали ночные лодочные прогулки, любуясь восходящей луной. Дорожка, бегущая вдоль озера, огибает участки сада, в миниатюре воспроизводящие различные ландшафты.

    Источники:

  • Боговая И.О.,Фурсова Л.М. "Ландшафтное искусство", Агропромиздат, 1988 г.
  • Иконников А.В. Художественный язык архитектуры М.: Искусство, 1985 г., ил.

ГОСЁ - Императорский дворец в Киото

В исторической части современного Киото находится огромный сад, в глубине которого скрывается старый императорский дворец - Госё. В своем современном виде он не является тем дворцом, что был построен для императора Камму в 795 г.
Тот дворец назывался Дайдаири - Большой императорский дворец, находился он на северной окраине города. Он был бы самой древней постройкой Киото, если бы не горел много раз, от того дворца не осталось даже пепла.
А там, где сейчас находится Госё, располагался Сато-даири - небольшой сельский дворец, в котором император укрывался от всех бед и напастей, что случались в Дайдаири. Дворец Госё стал официальной императорской резиденцией при императоре Когон в 1331 г. И 28 поколений японских императоров жили в Госё, пока 26 ноября 1868 г. император Мэйдзи не переехал в Эдо, который был переименован в Токио, став столицей Японии.
Дворец открыли для широкой публики в 1946 г. Дважды в год, весной и осенью, в течение недели можно попасть сюда с экскурсией.
Дворец является национальным достоянием Японии и собственностью императорской семьи.
В 1868 г. столица Японии была перенесена из Киото в . Но Киото сохранил свою значимость как культурный центр страны, как сокровищница национальной архитектуры и садово-паркового искусства.

Императорский парк

Величественные сосны и виды далеких гор Хигасиямы отличают Императорский парк (Киото Гёэн) - просторный оазис, расположенный в самом центре города. На его территории размещается Императорский дворец (Киото Госё) и Дворец ушедшего на покой императора (Сэнто Госё), очаровательный пейзажный сад которого был построен Токугавой для ушедшего на покой императора Го-Мидзуно в 1630 г. Агентство императорского двора (Кунайтё), где продаются билеты для посещения императорских покоев, а также вилл Сюгакуин и Кацура, расположено в северо-западном углу парка.
Возле южной оконечности парка размещается восхитительный пруд с арочным мостом оставшийся от владений нескольких знатных семейств, занимавших большую часть территории парка. С моста можно увидеть Кэнрэймон - величественные ворота в южной стене дворца, которыми пользуется только император. Дворцовые сооружения построены после 1855 г. В Сисиндэн проводится церемония вступления императора на престол.

Императорская вилла Кацура

Благодаря проявленному ее создателями серьезному вниманию к деталям императорская вилла Кацура нередко упоминается как один из самых ярких примеров японской ландшафтной архитектуры. Построенная в 1620 г Хатидзо-но Мия Тосихито, принцем императорской крови, она была впоследствии завершена его сыном Тоситада. Роскошный прогулочный сад Кацура знаменит тем, что его дорожки и камни "контролируют" линию зрения посетителя, открывая перед ним последовательность изобретательно спланированных перспектив. Вид от чайного приюта Сёкинтэй (сосновая цитра) воспроизводит обстановку Аманохасидатэ. Многие виды, открывающиеся в саду, восходят к местам, упомянутым в китайской и японской классике. Краткая экскурсия включает Сёкатэй ("чайный дом любования цветами") в самой высокой части сада, за ним следует посещение Сёйкэн ("чайный дом чувства юмора") и далее - основное здание виллы, последовательность залов которой напоминает воображению поэтов летящую стаю гусей.

Как добраться: ст.Кацура, линия Ханкю. 33 автобус до Кацура рикю-маэ.
! Только по предварительной заявке, пн-пт, прошения подавать в Агентство императорского двора.


KATSURA - Императорская вилла в юго-восточной части Киото (Япония). В саду виллы Катсура, расположенном вокруг большого пруда, воссозданы ландшафты гор, моря, полей, ручьев, рисовых плантаций и т.д. Но истинной достопримечательностью сада являются живые изгороди из бамбука. Особый интерес представляют изгороди «Катсура-гаки» и «Хо-гаки». Первая состоит из переплетенных между собой побегов бамбука, а вторая из сухих бамбуковых стеблей и листьев.







Построен он в 1602 году на плоской местности. В парке созданы сеть каналов и прудов, небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Площадь его – 10 га. Он совершенно изолировал от окружающего парк пространства, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах. В нем совершают прогулки пешком и на лодках.

Постоянная смена картин гармонично переходит одна в другую. Главенствующая роль отведена самым различным хвойным деревьям и кустарникам. Прогулочный маршрут необычайно длинный, и это благодаря весьма извилистым контурам берегов и островков.

Черты синтеза предшествующих этапов развития, давшие в результате произведение редкой гармонии и меры в соединении с изысканной простотой и естественностью, наиболее полно воплотились в ансамбле Кацура.

Хотя сады Кацура можно отнести к итоговой, завершающей стадии развития жанра, это утонченное произведение лишено черт упадка, утраты смысловой значительности, проявляющейся в увлечении чисто формальной стороной творчества. Напротив, сам принцип свободного и органичного соединения признаков различных стилей дал интересный и плодотворный художественный результат. Здесь есть черты, идущие от хэйанской архитектуры синдэн-дзукури,- особое «противостояние» здания и пространства сада, а также лирический аспект переживания природы. Принцип построения интерьера дома, как бы открывающегося наружу, характерен для стиля сёин-дзукури, сформировавшегося в период Муромати. Но не менее важное место в концепции Кацура занимают качества, свойственные архитектуре чайных павильонов (так называемый стиль сукия) с его изысканной простотой и нарочитым вниманием к природной красоте материала - дерева, бамбука, камня. Уже самые первые впечатления от ансамбля связаны с любованием золотисто-желтой, блестящей поверхностью бамбуковых столбиков изгороди, искусно связанных соломенными жгутами. Веранда дворца, сделанная из гладко отполированных некрашеных досок, напоминает по фактуре драгоценный муар, так подобраны и эстетически осмыслены переливы текстуры дерева. Идеалы чайного культа тут как бы распространились на более широко понятую архитектурную концепцию - не только чайного дома и сада, но всего комплекса зданий и окружающей их природной среды.

Значительный по размерам (его площадь 66 тысяч квадратных метров) ансамбль Кацура имеет сложный развитый план без какой-либо фиксирующей вертикали. Естественные холмы и впадины определяют подъемы и спуски, чередование высоких точек с далеким обзором, и более низких, относительно замкнутых. Это единое, развертывающееся по горизонтали пространство, текучесть и динамичность которого формируется композицией садов, образующих целостность, но выделяющихся в самостоятельно различимые звенья. Мягкая картинность хэйанских садов органично сливается с сильными, наполненными ощущением внутренней мощи группами из камней, как будто бы пришедших из дзэнских сухих садов. Бесчисленные оттенки зелени мхов, кустарников, деревьев, располагающие к созерцанию, вызывают в памяти сады типа Сайходзи. Но все-таки самым главным остается качество, заимствованное от чайных садов - точное «проведение» человека по заранее обдуманному, художественно выверенному маршруту с целой серией совершенно определенных зрительных впечатлений. Дорожки из камней, соединяющие дворец с павильонами в саду, ведущие к местам любования водопадом или особенно красивым деревом, производят впечатление случайно изгибающихся, естественно вьющихся среди углублений и неровностей почвы. Самое первое назначение этой дорожки - не замочить ног в сырой траве - предполагает осторожность продвижения по ней, постоянное внимание к неровностям поверхности каждого камня, иначе говоря, заставляет человека все время смотреть вниз. Но мастер, планировавший дорожку, обдумывал и своеобразные передышки в этом осторожном, медленном продвижении. Он фиксировал их или более крупным и гладким камнем или разветвлением дорожки. В этих пунктах остановки движения человек поднимал голову и видел заранее обдуманную, предусмотренную художником композицию, которую нужно рассматривать. Художник заставляет дорожку быть «гидом», не просто вести, но показывать сад, раскрывать его разнообразную, меняющуюся красоту.

На дорожках Кацура как бы незримо присутствует человек. Художник строит весь ансамбль - не только архитектурные сооружения, но и окружающую среду - соразмерным человеку. Если в садах 14-15 веков природа была только объектом созерцания и человек лишь стремился к слиянию с ней, к растворению в ней, то здесь иные масштабы и образы создают несколько иной тип связи человека с природой, что, собственно, и можно отметить как главное новшество ансамбля Кацура.

Традиция связывала авторство ансамбля Кацура с именем Кобори Энсю, однако современные японские ученые склонны отказаться от этой точки зрения. Общий замысел, по всей вероятности, принадлежал самому принцу Тосихито, для которого и строился дворец. Строительные работы возглавлял Наканума Сакио, который вместе с подчиненным ему художником - садовником Дзёсиро был автором главных ландшафтных композиций.

Центр ансамбля занимает искусственное озеро с довольно сложной и по-различному оформленной линией берега, с островами разных размеров и форм. Основное здание дворца в виде длинного зигзага примыкающих друг к другу углами строений выходит в сад и состоит из трех частей - Старого Сёина, Среднего Сёина и Нового дворца. У главных ворот, напротив Старого Сёина, расположен павильон Гэппаро, а между ними сад в развернутой форме - син. Это самая старая часть ансамбля.

Первый этап строительства относится к 1620-1625 годам (под руководством принца Тосихито). После значительного перерыва оно возобновилось в 1642-1647 годах (уже для принца Тоситада, сына Тосихито), а последние сооружения выполнялись к визиту императора Гомицуно в 1659 году. На втором и третьем этапах консультантом принца Тоситада был священник Огава Бодзё, устройством садов заведовал Тамабути, а общее руководство осуществлял Кобори Сэйсюн.

С веранды Старого Сёина открывается прекрасный вид на Гэппаро и сад перед ним. По мере движения внутри дворца через Средний Сёин и Новый дворец вид сада все время меняется и завершается совершенно пустой зеленой лужайкой. Вдоль здания и через сад проложены дорожки из отдельных камней. Пройдя по одной из них к озеру, попадаешь в Павильон сосны и лютни - Сёкинтэй, а затем через мостик - на остров, где стоит на вершине Павильон любования цветами - Сёкатэй. Кроме этих основных построек, в ансамбль входят еще павильоны Онриндо и Сёкиэн.

Хотя план Кацура таков, что ансамбль нельзя охватить взглядом целиком, одновременно, он весь постигается через детали, через часть раскрывается целое; Не имеющее выраженных границ единое синтетичное пространство ансамбля непрерывно варьируется, обыгрывается, переживается и в результате дает множество разнообразных эмоций в зависимости от позиции наблюдателя - неподвижно сидящего внутри помещения или медленно проходящего путь от просторной открытой лужайки перед дворцом к павильону на острове.

Вряд ли есть еще в мировом искусстве ансамбль, который давал бы такую сложную гамму эмоций от переживания природы и где так разнообразно и тонко обыгрывалась бы каждая мельчайшая деталь. При этом сама архитектурная форма почти второстепенна или, во всяком случае, равнозначна природным формам - как естественным, так и рукотворным.

Горизонтальная ориентация дворца, не только не возвышающегося над природным окружением, но даже оказывающегося ниже деревьев, создающих для него фон, начисто снимает идею противопоставления архитектуры и природы. Зигзагообразная линия фасада мерно сопрягает его с прилегающим окружением, заставляет врастать в него. Гладь водоема разъединяет и одновременно объединяет все постройки, а непринужденная линия берега создает плавный, естественный ритм их чередования, бее это можно было наблюдать в разных садах прошлого. Здесь же эти качества подчеркнуты и заострены, но ровно настолько чтобы не бросаться в глаза, не стать самодовлеющими.

Художник не позволяет себе ни малейшей небрежности, ни одной случайной детали, ни одного маловыразительного ракурса. Перед взором человека, смотрящего из интерьера дворца в сад, открывается далекая и величественная картина могучей природы (маленькая пагода на берегу водоема создает масштаб, подчеркивает высоту деревьев). Но если, сидя у края веранды, опустить глаза, главным впечатлением становится богатство фактур: нежно-золотистого бамбука террасы, шелковистого дерева опор и перил, серебристых шершавых камней, окруженных изумрудными мхами. В обоих случаях художник добивался как можно большей полноты эмоционального переживания.

Те каноны прекрасного, которые создавались на протяжении веков, дополняя друг друга, сливаясь и углубляясь, получили здесь реальное вещественное воплощение, достигнув высокой гармонии классического образца. Движение навстречу природе, стремление постичь ее, не нарушая ее целостности, и ощутить свое место в ней выражены в Кацура как воплощение идеала.

Здесь все говорит о неторопливости гениального художника-философа, постоянно ощущавшего себя не вне стихии, которую ему дано было художественно осмыслить, но внутри нее. И поэтому он сумел так зорко подметить красоту кружевного листа папоротника на фоне густой и мягкой зелени мха, оттененной светлыми камнями дорожки. Он ощутил нежную музыкальность в чередовании больших и малых камней, уловил и сопоставил десятки оттенков зелени, заставляя и зрителя снова и снова переживать фактуры предметов - в столкновении, контрасте, в гармонии и созвучии.

Но самое главное, используя природные объекты как пластические, он создает невиданно разнообразное, содержательное пространство, то статичное, камерно замкнутое у входных ворот, то движущееся и просторное, сливающееся с далекими лесистыми холмами. Оно становится главным и незабываемым «героем» ансамбля.

Трудно даже перечислить все неповторяющиеся приемы пространственно-временной организации садов Кацура. Здесь и почти иллюзорный далекий пейзаж, спокойный и рассчитанный на длительное созерцание, и резко «тормозящий» камень на берегу пруда, и замкнутый мир дворика перед входом, где фонарь-башенка воспринимается как парковая скульптура, создающая вокруг себя длительное круговое движение пространства.

Не менее тщательно разработана цветовая гамма садов с учетом сезонных изменений зелени и зависящих от этого сочетаний - с деревом строений, белыми плоскостями раздвижных стен и т. д.

Но самый важный итог работы художника заключается в том, что сад в целом и все его детали пронизаны ощущением духовности, одушевленности, осмысленности, раскрывающейся не только в символах, но и в открытой эмоциональности.

Основное качество садов Кацура - их особая пространственно-пластическая связанность с архитектурой. Это относится не только к садам, расположенным у чайных павильонов, но и к композициям, непосредственно примыкающим к дворцу. Основанная на принципе ваби поэтизация простоты и бедности органично соединялась в архитектуре дворца с аристократической изысканностью стиля сёин,и эта опосредованная, но все же прослеживаемая (хотя и не так четко, как в тясицу) связь с демократическими традициями сельского дома составляет его главную оригинальность и качество, повлиявшие впоследствии на сложение типа жилого дома. Гуманистическая содержательность этой архитектуры, проявляющаяся в первую очередь в ее соразмерности человеку, генетически также восходит к народному жилищу с его строгой функциональностью, утилитарной оправданностью всех деталей, что эстетически было осмыслено мастерами чая в архитектуре тясицу. Четкая линейность, графичность, подчеркнутая упорядоченность архитектуры сопоставляются и контрастируют с непринужденной свободой, естественностью сада. Но оба эти компонента ансамбля образуют целостность, единство статического и динамического начал, равновесия покоя и движения. Конструктивные особенности архитектуры дворца - раздвигающиеся окна-стены, легкий каркас, сама природность материалов (главным образом дерева) делают дом органически сопричастным саду. Наружное пространство как бы вливается в интерьер, сад «входит» внутрь помещения, а для человека, сидящего на циновке пола или на веранде, сад не отделен и не удален. Его можно рассматривать, созерцать, как картину, но можно и ощущать вокруг себя. Именно эти черты, доведенные до совершенства и абсолютной четкости в ансамбле Кацура, оказались самыми важными для последующего развития архитектуры и садового искусства.

Японские сады. Николаева Наталия Сергеевна. Издательство «Изобразительное искусство», Москва. 1975

(Katsura Imperial Villa)

Императорская Вилла Кацура (Кацура Рикю), площадью около 6,6 га - одно из самых значительных культурных сокровищ и самых ярких шедевров японского садово-паркового искусства.

Западный район Киото, где расположена Вилла, известен своими историческими постройками, в том числе относящимися к периоду династии Хэйан (Heian, 794-1192). Например, здесь находится Вилла Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga, 966-1028) - известного аристократа и правителя Японии.

Крупнейшее строение Виллы Кацура - Императорский дворец - изначально принадлежал князьям рода Хатиджо-но-мия (Hachijo-no-miya), а сегодня управляется Агентством Императорского двора и принимает посетителей по предварительной записи. Нынешний князь Кацура во дворце не живет, подобно другим членам императорской семьи большую часть времени он проводит в Токио.

Принц Хачиджо Тосихито (Hachijo Toshihito, 1579-1629), основатель Виллы Кацура, родился 13 февраля 1579 года. Он был шестым сыном князя Санэхито (Sanehito), и потомком японского императора Огимати (Ogimachi). В 1586 Тосихито был усыновлен крупным японским политическим деятелем Тоётоми Хидэёси (Hideyoshi Toyotomi), но в 1589 году они расстались, когда у Хидэёси появился родной сын. В качестве "компенсации" Хидэёси подарил Тосихито часть своей земли, которую тот выгодно продал за 15000 бушелей риса, а на вырученные средства построил новый дом в императорском районе Киото, где проживали и другие представители рода Хачиджо.

С раннего возраста Тосихито увлекался литературой. Одним из его любимых произведений была "Повесть о Гэндзи" - роман, одно из величайших произведений японской классической литературы, написанный в эпоху Хэйан. Он был хорошо знаком с поэзией прошлого и настоящего, интересовался работами поэта По Чу-и (Po Chu-i). Тосихито настолько любил литературу, что, копировал отрывки из полюбившихся произведений и перечитывал их во время отдыха. Одной из его любимых цитат было изречение из "Повести о Гэндзи": "Далеко, в краях деревни Кацура, отражение луны на воде ясно и спокойно". Поэтому, Когда Тосихито получил земли вдоль южного берега реки Кацура, где происходило действие "Повести о Гэндзи", он задался целью построить виллу по образцу той, что была описана в книге. Однако, поскольку Тосихито не имел больших сбережений, первая построенная им вилла была похожа на чайный домик.

Спустя некоторое время, Тосихито способствовал знакомству и вступлению в брак новой императорской семьи, что сделало его большой фигурой в общественной и политической жизни страны, желанным гостем в императорском дворце и состоятельным человеком. В 1624 году он потратил значительные средства на расширение виллы, был вырыт пруд в центре сада, а по его берегам сформированы искусственные холмы. Священник, который посетил Виллу Кацура в 1624 писал, что здесь был "лучший вид в Японии". В 1631 году основное здание виллы официально удостоилась звания "дворец".

Принц Тосихито умер в 1629 году, когда его сыну Тоситада (Toshitada) было всего десять лет. В юном возрасте Тоситада виллой и садом не занимался. Тем не менее, он разделял те же интересы, что и его отец, и посетил виллу на 1641 году. После женитьбы на дочери правителя княжества Кага, его доходы значительно увеличились, и он вложил средства в ремонт и реконструкцию родового имения. Тоситада перестроил дом, а также несколько чайных домиков. После этих реконструкций слава Виллы Кацура значительно возросла.

Принц Тоситада умер в 1662 году, а его наследник спустя всего несколько лет. Четвертый и пятый князья поколения умерли в подростковом возрасте, что сделало уход за виллой невозможным. Лишь седьмой князь поколения, Якахито (Yakahito), неоднократно бывал на Вилле и много раз делал здесь ремонт, в соответствии с макетом ее первоначальной планировки.

Вилла сочетает в себе архитектурные принципы, характерные для ранних синтоистских храмов и объединяет их с эстетикой и философией дзен-буддизма. Здесь можно увидеть многие традиционные японские приемы, такие, как использование фальшполов с покрывающими их тростниковыми татами. Татами представляют собой коврики размером 90х180 см, которые используются на всех этажах дворца, в том числе на террасах и верандах, откуда открываются прекрасные виды на ландшафт. Полы каждого здания Виллы приподняты, что характерно для конструкций старинных японских зернохранилищ, а также ранних императорских дворцов. Благодаря такой конструкции, пол в домах всегда остается сухой, но, кроме того, создается иерархия пространства. Другие классические примеры, которые можно увидеть на Императорской Вилле Кацура - декорированные бумажные стены сёдзи и фусума, декоративные ниши в стене (токонома) и встроенные столы (цукэсёин).

Чайные домики Виллы являются прекрасным примером того, какое влияние на архитектуру и ландшафт может оказывать философия дзен-буддизма. Чайные церемонии, которые осуществляются в этих павильонах - важная часть жизни японского общества и определенный духовный ритуал, символизирующий в традиции дзен Совершенство. Пять различных изолированных друг от друга чайных домиков окружены растительными композициями и вписаны в ландшафт Виллы. Для того, чтобы гармонично объединить строения с внешним пространством, деревянные опоры были покрыты корой, а другим рукотворным деревянным элементам придали неправильные, приближенные к природным формы.

Кроме того, чайные домики очень интересны изнутри. Окна здесь находятся на уровне глаз сидящего человека, что создает дополнительную гармонию и делает посетителей ближе к природе, так, что можно "любоваться цветущей сакурой весной и малиновый листвой осенью... ожидая, пока приготовится чай или наслаждаясь изысканной кухней".

Старая гостиная (сёин), построенная князем Тосихито для размещения большого количества людей и проведения неформальных встреч, состоит из номеров с девятью, десятью, и пятнадцатью татами, и имеет потолки, поддерживаемые деревянными планками. На южной стороне есть комната с верандой, которая демонстрирует элементы стиля сукия, - это говорит о том, что веранда выполнена в стиле чайной церемонии. Бамбуковая платформа, созданная для отдыха под светом луны, выходит за пределы веранды.

По сравнению со Старой гостиной, Центральная гостиная имеет L-образную форму, на одной из её стен есть ниша (токонома), а на другой - расположенные в шахматном порядке декоративные полки (тигайдана). Стены украшены графическими изображениями ландшафтов, а также семи мудрецов в бамбуковой роще.

Ближняя гостиная, как полагают, служила местом жительства князя, о чем свидетельствует наличие ванной и туалета. С двух сторон гостиную окружает веранда, откуда можно любоваться садом.

Здания, и, в меньшей степени, сады Виллы Кацура стали объектом изучения многих архитекторов-модернистов в XX веке, которые черпали информацию в трудах прославленного немецкого архитектора Бруно Таута. Ле Корбюзье, а затем и Вальтер Гропиус, посетивший Виллу в 1953 году, черпали вдохновение в ее минималистичном и ортогональном дизайне. Вилла Кацура стала хорошо известна и благодаря архитекторам из Австралии, таким как Филипп Кокс, Питер Мюллер и Невилл Грузман, которые посещали ее в конце 1950-х и 1960-х годах.

Сад славится своими природными, мифическими ландшафтами, разбитыми вокруг большого пруда. Дизайн сада является миниатюрной версией Аманохасидатэ - одного из трех самых известных природных красот Японии. Три острова в озере напоминают мифические Острова Блаженных - сакральную заморскую страну где-то на краю света.

Вилла Кацура расположена в 15-и минутах ходьбы от станции Кацура, линии Ханкю, Киото. По будним дням шесть раз в день проводятся бесплатные туры (только на японском языке). По воскресеньям, праздничным дням и некоторым субботам экскурсии по Кацура Рикю не проводятся.

Фото: Ольга Грозина ,
Ландшафтный центр "Очарование природы",