Ай петри крым как добраться ялты. Путешествие на ай петри своим ходом

1344

Среди самых популярных рукотворных чудес Крыма одно из первых мест занимает знаменитая канатная дорога Мисхор-Ай-Петри. Ее особенности – наличие самого протяженного безопорного участка длиной в 1670 м и угол подъема в 46 градусов − обеспечили ей место и в Книге рекордов Гинесса.

Работа над созданием дороги была начата еще в 1967 году и продлилась около 20 лет! Очень много времени ушло на регулировку стальных канатов, но на стадии реализации проекта возникло непредвиденное обстоятельство – канаты опустились прямо на скалы. Выхода было два: или разрушать скалы, или изменить проект. К счастью, проектировщики не смогли посягнуть на красоту и изменили проект.

Зимой 1987 года приемочная государственная комиссия приняла работу, и уже в мае этого же года ее оценили первые пассажиры. С тех пор канатная дорога на Ай-Петри стала любимой достопримечательностью всех туристов. Работает она круглогодично, останавливаясь на профилактику лишь на несколько недель в феврале. За все время ее работы аварий не было, лишь однажды, в 2013 году, случилась неприятность, когда отключилось электроснабжение дороги. Никто не пострадал, но с тех пор фуникулер обслуживается собственной автономной электростанцией. Кроме того, в том же 2013 году стальной канат был заменен на новый, так что канатная дорога Ай-Петри 2019 год встречает в отличном состоянии.

Канатная дорога на Ай-Петри в цифрах

Многих заинтересуют технические и географические подробности:

  • начинается дорога в Мисхоре на высоте 86 м (здесь и далее указана высота над уровнем моря);
  • станция «Сосновый бор» располагается на высоте 391 м;
  • длина первого, нижнего участка составляет 1310 м;
  • длина второго, верхнего безопорного участка — 1670 м;
  • угол подъема на втором участке дороги составляет 46 °;
  • общая длина канатной дороги на Ай-Петри — 2980 м;
  • верхняя точка находится на высоте 1153 м;
  • время пути составляет 15 минут;
  • для обеспечения равномерности нагрузки на каждом участке работают по две кабинки;
  • одна кабинка вмещает 30-40 пассажиров;
  • вес кабинки около 1,5 тонн;
  • обслуживают канатную дорогу около 130 человек, но в летний период их количество увеличивается.


Меры безопасности

У некоторых людей канатная дорога в Крыму на Ай-Петри может вызвать волнение. Бояться не стоит! Вы забудете о страхе, как только перед вами откроется потрясающая красота крымского побережья, а заботу о безопасности вашей жизни берет на себя обслуживающий персонал канатной дороги.

Каждое утро дежурная бригада осматривает все узлы и агрегаты, проверяет электрику и канаты, только после этого дорога начинает работать. На каждой станции есть дежурные, следящие за посадкой и выгрузкой пассажиров, а каждый вагончик сопровождает проводник.

На всех станциях есть стенды с графиком работы и контактными данными служащих дороги. В летнее время желающих подняться по канатной дороге на Ай-Петри много, и с 2019 года на всех станциях есть телевизоры, система кондиционирования и очень удобные зоны ожидания.

На Ай-Петри канатная дорога цену 2019 имеет доступную, к тому же вы может купить сувениры на память о поездке в одной из сувенирных лавок на станциях. При возникновении какой-то проблемы всегда можно обратиться к персоналу, администраторы, дежурящие на станциях, ответят на все вопросы.


Описание маршрута

Итак, вы забрались в кабинку, и она начинает двигаться. До средней станции ее скорость будет 7-8 м/сек. Под вашими ногами проплывают трасса, виноградники, сосновый лес, хорошо видны опоры дороги, и чем выше вы поднимаетесь, тем лучше видно море. Перепад между нижней и средней станциями всего 220 м.

Впереди станция «Сосновый бор». Скорость снижается до 5 м в секунду, и вы уже не видите опор – вагончик поднимается только по канатам, угол наклона меняется и вам начинает казаться, что еще немного, и вы врежетесь в гору. Ощущения просто потрясающие! Конечно, этого не случится, но у всех туристов, кто впервые будет подниматься по канатной дороге Ай-Петри в 2019-м таким путем, захватит дух. Перепад между средней и конечной станцией составляет 850 м, может даже немного заложить уши. Но вид с такой высоты заставит вас забыть и об этом: бесконечное море, земля, покрытая густым лесом, и крохотные машинки, бегущие где-то далеко внизу! В ясную погоду видно все побережье Крыма от Фороса до самого Судака, а когда вершину Ай-Петри окутывают облака, вы ахнете от нереальности происходящего, ведь проступающие сквозь туман скалистые обрывы выглядят еще фантастичнее и неприступнее!

Конечная остановка — вы на плато Ай-Петри. И вниз спешить совсем необязательно, ведь здесь вас поджидают кристально чистый воздух, яркое солнце и природные чудеса. Вы можете спуститься в пещеры (Трехглазка, Геофизическая, Ялтинская), самостоятельно совершить восхождение к вершине Ай-Петри или посетить водопад Учан-Су.


Канатная дорога Ай-Петри: цена 2019

Такое путешествие не самое дешевое – цена детского билета в 2019 году составит 250 руб. (до 6 лет бесплатно), а взрослого – 400 руб. Зато с собой можно провезти рюкзак и даже велосипед, правда, багаж тоже оплачивается.

Режим работы канатной дороги Ай-Петри 2019 остался прежним:

  • подняться можно с 9 до 17 часов;
  • спуститься – с 9 до 18 часов.

Как добраться

Добираться до канатной дороги на Ай-Петри в 2019 году так же просто, как и раньше: из Ялты в поселок Мисхор идут два автобуса – № 102 и 32, цена билета около 30 рублей. Ехать до остановки «Нижняя станция канатной дороги».

GPS г. 44.448960,34.056196 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м. 44°26.937", 34°3.717" (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°26"56.26", 34°3"22.31"

Жизнь тут начинается с 9 утра, когда приезжают первые туристы.

Хотите минимум очередей, быстро пробежаться по основным достопримечательностям, сохранив психическое здоровье? Приезжайте на Ай-Петри с первым вагоном канатки. В это время ещё почти нет голосящих зазывал, от которых так хочется убежать подальше с этого прекрасного места.

Виды

За сосновым лесом виднеются виноградники и море. А потом вдоль крутого обрыва вагончик запрыгивает на самую скалу. На самом верху ощущения непередаваемые. Во-первых, всегда дует холодный ветер. Во-вторых, там страшно. Можно стоять у изгороди и бояться. Потому что Алупка внизу такая маленькая-маленькая, а море сливается с горизонтом... Бывает, что облака лежат ниже вершины, и можно любоваться белым морем из водяного пара, над которым восходит солнце.

И даже если очень страшно — там все равно красиво, можно пришипиться ближе к земле и глазеть туда, вниз.

Еще выше, чем станция канатной дороги! Еще красивее! Еще страшнее!

На верхней станции есть некое подобие площадки для панорамного вида и всё-таки не поленитесь подняться к зубцам Ай-Петри, там виды ещё лучше. Подняться к зубцам можно платной тропой (через базар, 100 рублей с взрослого человека, детям бесплатно) и бесплатной, обойдя рынок севернее через конюшни и далее напрямую к зубцам, если вам не критично посмотреть на тысячелетний тис и клён Стевена. Оплата не за факт поднятия на зубцы, а именно за проход по короткой тропе т.е. наверху билеты никто не спрашивает.

Бесплатный и платный пути на зубцы Ай-Петри:

Ай-Петри на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Ай-Петри лидирует по количеству разрешённых платных мест в Крыму . Тут очень красиво.

Виды с зубцов. Здесь настоящая смотровая площадка!

Особенно здорово очутиться тут в ясную погоду.

С облаками ожидания могут не оправдаться.

Верёвочные мостики

Веревочные мостики повесили совсем недавно, укрепили, сделали страховку и повесили цену в 500 рублей. И это в сентябре 2015 года, почти уже не сезон, летом, говорят, пройтись над бездной стоит намного дороже.

"Там бесплатно можно пройти! В 8 утра или вечером после 18:00, ну да, без страховки, изгородь только перешагните..." — подстрекает местный татарин.

Ещё на Ай-Петри есть три пещерки — Геофизическая, Ялтинская, Трёхглазка (не путать с Трёхглазкой на Чатыр-Даге), вход в каждую 150 рублей. На наш взгляд, эти пещеры значительно уступают по зрелищности Мраморной и Эмине-Баир-Хосар .

Татарский рынок

На вершине совсем иной климат и другой мир, пока два-три часа стоишь в очереди на спуск (в пик сезона — август), можно наесться сладкой пахлавы, напиться ароматного травяного чая, закутаться в пушистый платок по вкусу и выбрать одну самую красивую тарелку из полутора сотен.

"Ложка дёгтя" — до омерзения приставучие татары.

Татары заманивают сфотографироваться с орлом или обезьянкой, покататься на лошадях, квадроциклах и конечно же, покушать... При всех обещаниях — качество кухни далеко от идеала. К тому же, источников питьевой воды тут нет, вся вода привозная, поэтому сомнительная. Однако, на рынке можно выбрать сувениры по вкусу. Торгуйтесь.

Азиатская чайхана, восточный базар с южными же сладостями и пахлавой, тарелочки с татарскими узорами и много-много тулупчиков, платков и валенок — не удивительно, внизу загорают в купальниках, а тут хочется закутаться в одеяло. Заранее возьмите сюда что-то от ветра, чтобы не тратить деньги.

На базаре все яркое и разноцветное, ну как не остановиться поглазеть!

Есть и деликатесы: мед с орехами, варенье из шишек...

Канатная дорога

Канатная дорога с промежуточной станцией. Канатка маятникового типа — означает, что вагончики движутся не по кругу, а навстречу друг другу. Начинает работать с 9 утра. Используется 4 вагона и промежуточная станция, где нужно делать пересадку. Сохраняйте билеты до конца поездки.

Большие вагончики будут поднимать по 40 человек на высоту 1000 метров, сначала вдоль лесистого склона — "Сказочного леса", в котором снимали многие советские сказки, затем выше и выше, на гору между отвесных скал. Ялтинская канатная дорога не сравнится по ощущениям с канатной дорогой на Ай-Петри.

Очередь на нее в августе страшная, но она того стоит. Да и пока стоишь, можно пересмотреть все-все сувениры в многочисленных ларьках. Существенный недостаток — организованные туристические группы проходят без очереди, что несколько странно.

  • Нижняя станция Ай-Петри: N44°25.527" E34°04.229" (44.425450, 34.070483)
  • Верхняя станция Ай-Петри: N44°27.100" E34°03.623" (44.451667, 34.060383)

А в августе 2013 года на канатной дороге Ай-Петри произошла авария, одна из кабинок застопорилась и пассажиров снимали с высоты около 50 метров. Думается, люди получили переизбыток экстрима на всю оставшуюся жизнь и не хотелось бы оказаться в их ситуации.

Очередь вниз еще больше, чем наверх и всё соблазняют спуститься на автобусе. Не поддавайтесь на провокации зазывал! Канатка рулит. Гиды заранее занимают очередь, в то время, как их туристические группы гуляют. Затем приходит 20 человек и вся очередь злобно посматривает на группу. Вам стоит иметь ввиду эту тактику и ближе к концу гулять попеременно.

О том, как я писала ранее, о речь шла в прошлой статье, а сегодня мы отправляемся по достопримечательностям этого шикарного курорта. После нескольких хмурых дней в нашем путешествии по Крыму, первое солнечное утро. И потратим мы этот замечательный день на такое же замечательное место — гору Ай-Петри.

Как добраться до горы Ай-Петри в Крыму

Наскоро позавтракав и собрав вещи в рюкзачок, мы отправились на автовокзал, дабы уехать на общественном транспорте до Ай-Петри.

Автобус

С ялтинского автовокзала идет автобус под № 102 (он же проходит сначала мимо , затем останавливается у канатной дороги на Ай-Петри, и конечная остановка у него у , все, что нужно в одном комплекте). Рейсы ежедневно с 06:45 до 21:45 , интервал 35-60 мин 38 руб/чел .

С автостанции «Вещевой рынок» (недалеко от Набережной Ялты) ходит автобус под № 132 . Рейсы ежедневно с 07:00 до 21:00 , интервал 20-30 мин , стоимость проезда Ялта-Ай-Петри (нижняя станция канатки) 34 руб/чел .

Проехать нужную остановку очень сложно. В автобусе основную долю пассажиров занимают приезжие, которые почти через каждые 5 минут спрашивают у друг друга, скоро ли выходить.

Такси

Такси Ялта-гора Ай-Петри (верхняя станция канатной дороги) будет стоить от 1200 руб/машина в одну сторону.

Личная или арендованная машина

Проще всего доехать на машине, к тому же по пути можно посмотреть Ласточкино Гнездо и Воронцовский дворец, не подстраиваясь под график общественного транспорта. Если у вас есть права, но нет машины, ее легко через интернет и получить в Ялте по приезду. Карта проезда ниже. Серпантин на плато Ай-Петри проходит через населенный пункт Охотничье. К тому же, попутные достопримечательности, которые описаны во многих экскурсиях в виде водопада Учан-Су и Серебряную беседку можно увидеть только, если ехать по серпантину на авто. Пешком от верхней станции до них будет порядка 10 км, а еще надо бы добраться в населенный пункт, где автобусы ездят.

Можно также договориться с местными о машине из Мисхора (1000 руб ).

Кореизская (Мисхорская) тропа

Если канатная дорога закрыта, а у вас нет желания/возможности арендовать автомобиль, то до плато Ай-Петри можно подняться пешком по Кореизской тропе.

Из Ялты на автовокзале садимся на автобусы: 107, 128, 142 и выходим на остановке Кореиз (стоимость проезда примерно 35 руб).

Кстати: автобус № 107 после Кореиза сворачивает в сторону нижней станции канатной дороги. Можно выйти на следующей после Кореиза остановке — «санаторий Буревестник» и еще 200-300 метров дойти пешком до канатки.

Кореизская тропа начинается сразу за остановкой Кореиз, сначала идет более полого, ближе к плато будет хороший уклон.

  • Преодолеть придется порядка 4 км.
  • На себе — удобная нескользящая обувь с закрытым носком
  • В рюкзаке с собой — вода!
  • Для правильного ориентира в смартфоне — карта MapsMe.


Экскурсии на Ай-Петри

Групповые экскурсии из Алушты: — до 40 чел, 6 часов

Индивидуальные экскурсии из Ялты: — до 3 чел, 9 часов

Канатная дорога на гору Ай-Петри

Не успели мы спешиться из автобуса, как к нам тут же подбежал молодой кавказец и начал красноречиво рассказывать, каким образом можно добраться до вершины Ай-Петри, и что еще можно посмотреть на обратном пути, если спускаться не на канатке. Чтобы выудить побольше информации, я сделала очень заинтересованное лицо, прекрасно понимая, что молодой человек не ради красивых глаз передо мной так распинается. Площадка почти совсем уже опустела, когда я поняла, что больше ничего интересного из паренька не вытащить. Распрощались с ним и направились к небольшому зданию с кассами на канатную дорогу тут же.

Стоимость и время работы канатной дороги на Ай-Петри (2019):

Время работы канатной дороги: с 10 до 17 — подъем, и с 10 до 18 — спуск.

Стоимость:

  • 400 руб/взрослый, 250 руб/детский в одну сторону.
  • проход к зубцам от верхней станции канатки стоит отдельно 100 руб .
  • аттракционы у зубцов: пройти по подвесным мостикам над пропастью (500 руб ), троллей с вершины до одного из склонов на плато (700 м., в пути 1 мин, стоимость 1000 руб ).

Советы:

  • возьмите с собой теплую одежду и дождевик вне зависимости от погоды, горы есть горы
  • на ноги одеть лучше удобную нескользящую обувь с закрытым носком. Даже если не собираетесь ходить лесными тропами, на плато тоже есть и камни и корни, а после дождя еще и скользко
  • у верхней станции канатной дороги полно кафе и лавок, с собой еду и воду можно не нести, но цены туристические, сами понимаете
  • в зимний период канатка бывает закрыта, можно доехать по серпантину на авто или договориться с местными (1000 руб/машина )

Безбилетником здесь не проскочить, потому как где-то на середине пути следования желтой кабинки осуществляется пересадка пассажиров, а заодно и проверяются купленные билеты. То же самое и на обратном пути. В принципе, у кого есть машина, наверняка могут подняться на гору бесплатно по дороге. Однако, не гарантирую, что сейчас там не воткнули какой-нибудь шлагбаум с пошлиной.

Первую половину мы проехали спокойно, всего около пары десятков метров над землей. Тем более меня запихнули в самый центр толпы так, что даже в окна с трудом что-то наблюдалось. Зато это дало мне шанс почти первой залезть во вторую кабинку при пересадке и занять выгодные позиции у окна впереди.

Вторая часть более волнительная с красивыми видами на море и впереди виднеющуюся скалу. Во время поездки я слышала интригующие рассказы о том, что канатка сделана таким образом, чтобы перед вершиной кабинка несколько метров поднимается почти вертикально и на самом краю зависает на пару секунд.

Этого момента я ждала с большим волнением. Скажу, что отчасти услышанное правда. Кабинка в конце пути действительно идет под очень большим углом, поднимаясь высоко над поверхностью земли, но перед вершиной она не зависает, а просто ее немного дергает, отчего больше не дух захватывает, а становится как-то не по себе.

Гора Ай-Петри

Наверху виды потрясающие. На такой высоте они не могут быть другими. Ветер здесь только сильный.

Торговых лавок наверху тоже полно, хочешь шашлык, хочешь узбекская кухня, хочешь сладости, побрякушки и прочее прочее. Пока ходишь от одной смотровой площадки к другой, только успеваешь отмахиваться от навязчивых предложений.

Чуть левее есть еще одна обзорная площадка, ранее огороженная забором, в котором сейчас зияла дыра, проделанная туристами. Заделывать дыру видимо бесполезно, потому как туристы все равно “ломятся” к краю.

Вот здесь действительно не по себе от осознания того, что спасительных перил нет, а за краем резкий обрыв в несколько десятков метров.

Хотя не знаю…не проверяла.

Там, где мы вышли – это еще не самая вершина. На самую вершину к зубцам еще нужно пройти 700 м. пешком. Проходит по каменистому склону, после дождя скользко и грязно. Отдельный вход и плата – целых 100 руб. На самом деле все то же самое (по словам местных торгашей) можно посмотреть, если пройти чуть левее кабинки с оплатой за проход. Но любопытство такая не отпускающая штука, я отдала эти 100 руб. и отправилась выше. Мой попутчик застрял у кассы, так как с него головокружительных видов и так хватало.

В тот день после дождей, чтобы туристы не переломали себе шеи и ноги, немного переложили путь через лес по более сухим тропам к вершине.

Выбравшись на открытое пространство, я сначала оглядела окрестности, чтобы понять, можно ли вообще обойти эту кассу (простите, привычка автостопная). Внизу на фото, если вы посмотрите правее, то от автостоянки с машинами влево идет широкая дорога. Я думаю, если пройти по ней метров 300, а потом свернуть в пролесок к тому месту, где я сейчас стояла, то можно добраться сюда бесплатно. Кому хочется, может опробовать это на личном опыте. Но будьте осторожны, местные говорят, тут попадаются карстовые колодцы в виде неприметных отверстий.

Уже снизу виден первый аттракцион: подвесные мостики, идущие от основной скалы к небольшому пику с крестом. Для тех, кому адреналина на вершине мало, можно пройтись в снаряжении под руководством инструктора, туда-обратно метров 90 всего .

На фотографии выглядит безобидно, а вблизи довольно головокружительно.

Я забралась на самую вершину и с грустью обнаружила там очередные ограничивающие перила и какой-то железный, весь обвешанный ленточками обрубок.

Перелезать через забор я не собиралась, поэтому просто прошлась до того места, где он заканчивался. Здесь тоже хватало захватывающих видов.

К тому моменту ко мне подтянулась экскурсионная группа. Гид во всеуслышание объявил, что так как он понимает любопытство туристов, норовящих перелезть через забор, то чтобы сохранить безопасность и свою работу. Он таки позволит пофотографироваться почти у самой вершины всем желающим. Но только на его условиях.

Услышав это, я решила присоединиться к группе, упускать такой случай было нельзя. Мы остановились как раз в том месте, где торчала железная штука. Здесь экскурсовод перелез через забор и разрешил только двоим из группы пройти с ним, чтобы сделать фото. Естественно в одну из следующих пар протиснулась и я. Вот тому доказательство.

А пока все это происходило, кто-то из толпы спросил о той самой железной штуковине, на которую в тот момент опирался гид. Тот сказал, что это еще один аттракцион. С этого железного столба вниз (естественно в противоположную сторону от обрыва) идет троллей, по которому всего за 1 минуту можно “спустить” всех желающих.

Я получила свою порцию фотографий и отправилась в обратный путь.

День был в разгаре и мне хотелось еще успеть посмотреть Воронцовский дворец. Поэтому идею о том, чтобы спуститься пешком по лесным тропам мы отсекли.

Желающие могут спуститься более быстрыми тропами прямо с плато в Мисхор, например (смотрите карты MapsMe). Но там кроме источников и видов ничего особенного. Мы не стали тратить время и вернулись тем же путем – на канатной дороге.

Как я говорила выше, Воронцовский дворец — это конечная 102 автобуса. Поэтому выйдя к остановке у канатки, и, дождавшись нужного автобуса, мы отправились к , о чем я расскажу в следующий раз. Удачной погоды на Ай-Петри!

Посещение Ай-Петри является обязательным для любого туриста, путешествующего по южному берегу Крыма: именно здесь располагаются одни из самых высоких обзорных площадок, откуда открывается прекрасный панорамный вид на побережье. Туристу, только открывающему все красоты Крыма, знать, как добраться до Ай-Петри из Ялты, жизненно необходимо. Ялтинский горно-лесной заповедник, находящийся сразу под Крымскими горами, включает в себя город Алупку и посёлок Кореиз, которые прекрасно просматриваются с горы Ай-Петри; как добраться из Ялты до этих и других населённых пунктов, знает каждый крымчанин с ЮБК, поскольку большинство рабочих мест сосредоточено в Ялте.

Именно по этой причине из Алупки до Ялты ходит автобус №102, который начинает движение от Воронцовского дворца и заканчивает его на автовокзале. По пути автобус останавливается также у Ласточкиного гнезда – ещё одной достопримечательности южного побережья Крыма. Практически такой же маршрут имеет автобус №32, конечная остановка которого находится не на автовокзале, а на вещевом рынке. Стоимость проезда в автобусах составляет 25 рублей (цена не является фиксированной, во многих автобусах действует особая система, в которой основной критерий подсчёта проезда – пройденное автобусом расстояние).

Если посещение Ай-Петри намечено на летние месяцы, то за пропуск остановки можно не волноваться, так как огромное число туристов, ездящих именно в этих автобусах, регулярно спрашивают и водителя, и друг друга верные остановки. Чтобы добраться до вершины Ай-Петри, следует выйти на остановке «Канатная дорога», которую достаточно легко опознать: длинная вереница очереди, тянущаяся на десятки метров, видна ещё при подъезде. При этом двигается она достаточно быстро, так как движение вагончиков по канатной дороге налажено превосходно.

Стоимость взрослого билета составляет 350 рублей, для ребёнка от 6 и до 18 лет – 250, на лиц, не достигших 6 лет, в летние месяцы может распространяться скидка в виде бесплатного проезда (опять-таки это не постоянно, даже жители Алупки не знают, от чего именно зависит её наличие). Канатная дорога, проведённая от Мисхора и до плато Ай-Петри, к слову, является одной из самых длинных безопорных «канаток» в Европе. За свою, почти тридцатилетнюю эксплуатацию, авария случилась лишь раз: в воздухе в 2013 году застряли две кабинки; поломка была оперативно устранена.

Если добираться до Ай-Петри решено на автомобиле из Ялты, то двигаться, во-первых, необходимо на запад в сторону Симеиза, Алупки и Мисхора. Своеобразным ориентиром служит указатель санатория «Узбекистан» (около него находится также автобусная остановка). Чуть поодаль от остановки находится развилка, где первая дорога уходит дальше в сторону Алупки (как раз к описанной выше канатной дороге), а вторая – наверх, в сторону горы Могаби. Если по пути встречаются указатели «Бахчисарай», это будет являться лишним подтверждением верного выбранного направления. Вскоре по правую руку должен появиться и сам санаторий «Узбекистан».

Первые пять километров дороги ничем особенным не запомнятся, каких-либо населённых пунктов на пути тоже не встретится. Однако после уже можно будет заметить широкие плантации лаванды, от которых будет веять характерным ароматом. Примерно на седьмом-восьмом километре дороги от поворота появится тропа, ведущая к водопаду Учан-Су, который является главной достопримечательностью нижней гряды Ай-Петринской яйлы. Поскольку питается водопад исключительно карстовыми водами, то и поток воды не является постоянным: так, летом он довольно слаб (иногда может и пересыхать вовсе), но осенью может быть очень мощным.

На десятом километре дороги, которая становится всё более серпантиновидной и крутой, можно заметить, что деревья будто бы растут под углом, клонясь в стороны и образовывая причудливые сростки. Это происходит вследствие активных геологических процессов: так как Крымские горы являются одними из самых молодых на планете, процесс их роста сопровождается оползнями. Обилие наклонённых в разные стороны деревьев дало название этому месту – «Пьяная роща». На пятнадцатом километре дороги можно увидеть разрушенный домик «Пендикюль», который ранее принадлежал дорожному смотрителю. Именно отсюда берёт своё начало тропинка, ведущая к площадке «Серебряная беседка», где можно сделать остановку.

После «Серебряной беседки» начинается самый крутой и резкий участок дороги, который достаточно непродолжителен и составляет по протяжённости всего 2 километра. Здесь каждому водителю стоит быть максимально внимательным, секундная расслабленность может закончиться неприятными последствиями. Выход на плато достаточно резкий: один поворот, и местность меняется кардинально. Окружавшие дорогу хвойные деревья уступают низкорослыми дикорастущими травами, а само плато производит впечатление местной пустыни, среди которой есть небольшие воронки и холмы.

Появились они здесь вследствие неоднородности горных пород, слагающих плато: рифовый известняк, как известно, является высокопористой породой, и атмосферные осадки, проникающие внутрь, а также деятельность микроорганизмов вкупе сформировали рельеф яйлы. Вообще, вопросы «Как добраться из Ялты до Ай-Петри», «Как добраться на машине до Ай-Петри» и подобные уже настолько привычны жителям города, что не стоит бояться спрашивать их с целью уточнить маршрут, практически все местные жители с радостью ответят и подскажут лучший маршрут.

Но почему то мысли постоянно возвращались к горе Ай-Петри. Я решила не противиться внутреннему чувству и поделюсь сегодня своими впечатлениями и, конечно, фотографиями Ай-Петри.

Утро начиналось как обычно, завтрак, душ и т.д. Никаких планов на этот день мы не строили. Антон с Камиллой валялись на диване и смотрели телевизор, а меня не покидало ощущение, что нужно куда-то идти или ехать. Поскольку мы не знали о Ялте практически ничего, я почитала в интернете о местных достопримечательностях. И мой выбор пал на гору Ай-Петри. Антон был не в восторге от того, что нужно опять куда то ехать, в этот день ему было лень и он хотел просто сидеть дома. Но я заставила убедила его собраться. Единственное, что меня смущало, во всех отзывах, что я прочла об Ай-Петри, все настоятельно рекомендовали брать с собой теплые вещи, которых у нас по большому счету не было. Мы думали как быть, идти в магазин и купить что-нибудь, или не заморачиваться. В итоге взяли с собой по паре носков, запасные футболки и кофту дочке.

Не успели мы выйти из дому, как вдруг начался дождь, который с каждой минутой усиливался, пока не превратился в настоящий ливень. Мы только успели заскочить под крышу магазина, как на наших глазах улицы затопило водой, как в одной из детских песенок «…пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой». Именно это мы и наблюдали. Казалось, что даже погода против нашей поездки и придется вернуться домой.

Но минут через двадцать дождь стал стихать, а мы одели свои дождевики и решили хотя бы дойти до магазина, раз уж вышли на улицу.

По дороге, на центральной улице Ялты увидели женщину продающую экскурсии и решили подробнее порасспросить ее о Ай-Петри. От нее мы узнали, что экскурсии на гору отправляются в три часа дня, для того, чтобы видимость с горы была лучше. Мы обрадовались, потому что на часах было всего час дня. Это значило, что день еще не потерян и все должно получиться. Никакой особо теплой одежды нам не советовали и это тоже обнадеживало. Да и погода к этому моменту уже улучшилась, небо разъяснило. Цена экскурсии за человека составляла 700 рублей, включая билет на фуникулер, но без еды и стоимости входа в заповедную зону. По времени экскурсия длится 5 часов с учетом дороги туда-обратно до Ай-Петри. Поблагодарив, мы отправились на автовокзал, резонно решив, что самим добраться до Ай-Петри будет все же дешевле. Да и времени будет больше, чтобы не торопясь все осмотреть. Вообще, как я поняла, до всех достопримечательностей Ялты и прилегающей местности можно добираться на автобусах с этого вокзала.

Небольшой лайфхак: если вы приезжаете в Ялту на автобусе, будучи на автовокзале не спешите сразу его покинуть. Так как с этого же автовокзала ездят все пригородные автобусы, которые довезут вас до всех достопримечательностей. Нужно перейти на другую сторону вокзала, откуда уходят пригородные и там разузнать, какие автобусы вам понадобятся и сколько стоит билет.

На автовокзале выяснилось, что до Ай-Петри идет автобус под номером 102, стоимость проезда 25 рублей. Еще до Ай-Петри ходит автобус под номером 32.

Дорога занимает порядка 40 минут. Ехать нужно до остановки «Канатная дорога». Единственный минус поездки на автобусе — он забит людьми под завязку и не о каких кондиционерах не идет и речи. Именно по этой причине мы пропустили один автобус, который уже был полон и дождались следующего, где заняли сидячие места. С ребенком это более чем актуально, судите сами.

Пока ехали, через окно автобуса мельком увидели замок «Ласточкино гнездо» и еще красивый дворец в восточном стиле под названием «Дюльбер». Забегая вперед скажу, что в Ласточкином гнезде мы побывали, а вот во дворце «Дюльбер», к сожалению, нет.

Но вот, наконец, и наша остановка. Не успели мы выйти, как на нас тут же обрушились голоса таксистов предлагающих увезти на гору Ай-Петри. Как по мне, то это не самый удачный способ найти клиента. Не давая людям даже оглядеться и так навязчиво предлагать свои услуги, не вызывает ничего кроме, как желания быстрее отделаться от них и уйти. Что, собственно говоря, мы и сделали. Вход и касса на канатную дорогу находится прямо у остановки. Но это трудно понять, так как их закрывают торговые ряды с различными сувенирами. Правильное направление нам указали те самые таксисты 🙂 Билет на фуникулер стоит 250 рублей с человека в одну сторону, в нашем случае вверх. Детский билет 100 рублей (до 7 лет бесплатно), так же в одну сторону. Кто-то наоборот, наверх едет на такси, а обратно спускается на фуникулере или едет на фуникулере туда и обратно.

Кабинки ходят достаточно часто и ждать придется не более 5-10 минут.
Когда наша группа вышла на посадочную площадку перед нами предстала гора Ай-Петри во всей своей красе.
А где то далеко-далеко на ее сером фоне двигалась маленькая цветная точка, кабинка фуникулера, на которой нам предстояло отправиться на вершину этой горы. Ну вот мы в кабинке, и поднимаемся все выше и выше.

А внизу сменяют друг друга разные виды, то хвойный деревья, то виноградные плантации.

В кабинке слышатся восторженные и даже испуганные возгласы. Кому-то действительно страшно на такой высоте. Но это только начало пути, в середине нас ждала пересадка в другую кабинку фуникулера. Вот откуда начинаются действительно завораживающие виды. Громада скалы приближается все ближе, я решила, что пора начать снимать видео.

Все, мы на месте! Все с облегчением вывалились из фуникулера и не успев перевести дух, оказались лицом к лицу с великолепнейшей панорамой, от которой захватывало дух.

Насладившись этим видом, решили подняться еще выше, на скалы «Зубцы». Для этого нужно пройти через рынок, мимо множества кафешек, зазывалы которых стараются всеми способами заманить вас во внутрь. Но мы стойко прошли мимо этих манящих и дразнящих ароматов, и видов, хотя слюнки ой, как потекли 🙂

Для того, чтобы подняться на эти «Зубцы» одного желания, как оказалось, мало. Скалы «Зубцы» являются частью горно-лесного природного заповедника и вход туда платный.
За каждого из нас взяли по 100 рублей, ребенок бесплатно. Кстати, тут же рядом предлагают свои услуги владельцы лошадей, на которых можно устроить конную прогулку по заповеднику. К слову, к этому моменту стало облачно, хотя все еще было жарко. Я как была в майке так и оставалась в ней. Мы начали свое восхождение, время в пути действительно минут 15-20, строго вверх. Дорога достаточно сложная, на протяжении всего пути камни и корни деревьев затрудняют путь.

Поэтому обязательно нужно быть в удобной спортивной обуви, которая как никогда пригодилась нам в этот раз. А вообще, там хорошо, наичистейший горный воздух, тишина, только сложный подъем мешает насладиться в полной мере этим местом.

Наконец, мы на самой вершине. Виды открываются потрясающие, мы действительно очень высоко, что даже становится немного страшно. Но это не мешает нам фотографировать и фотографироваться.

Туда, где виднеются фигурки людей, мы и поднимались. Скала «Зубцы»

Вдруг Антон рассмеялся и показал на дочку. У Камилки волосы на голове стояли дыбом, в прямом смысле! У меня, впрочем, тоже.

Как оказалось, это было предвестником очень близкой грозы. А между тем, небо над нашими головами становилось все темнее и ниже. И вдруг, громыхнуло так, что мы чуть не оглохли!!! Народ вокруг испугался не на шутку, да и мы тоже. Не переставая грохотать с неба полил дождь, все ринулись вниз под спасительную защиту деревьев. Мы на бегу успевали прятать телефоны с фотоаппаратом в рюкзак, натягивать на ребенка и себя дождевики, при этом боясь, как бы не свернуть себе шеи на мокрых и скользких камнях, и чтобы молния нас не поджарила. Выброс адреналина был не слабый. Но все обошлось и мы продолжили спуск вниз, под непрекращающийся дождь. Было очень сложно спускаться. Мало того, что камни и корни деревьев были скользкие, так еще и земля скользила. Вот где нам пригодились и сослужили хорошую службу . К тому времени, когда мы спустились, дождь закончился, а мы порядком устали, подмерзли и проголодались. Тут мы воспользовались услугами зазывал и решили отдохнуть, и пообедать.

Не могу не написать о том, что мы ели и пили на Ай-Петри. Кафе на котором мы остановили свой выбор принадлежит татарам, как впрочем, и все на территории Ай-Петри, насколько мы поняли. Таксисты, торговцы на базарчике, кафешки — везде татары. Уж не знаю почему этим занимаются исключительно они. Естественно, в меню были только восточные блюда. Заказали мы шашлык, шурпу и плов.

Казалось бы, что тут такого, в любом городе России, в любой кафешке можно встретить такой же набор. Но! Здесь блюда были правильно приготовлены, так как должно. Я давно мечтала о шашлыке из говядины с тающими во рту кусочками жира, какой я ела только в Ташкенте. Кто пробовал, меня поймет 😉 И наконец-то, моя мечта сбылась! Этот шашлык был именно таким, ммм, пальчики оближешь.
Вот, вспомнила и слюнки потекли 🙂 Горячая шурпа, плов, лепешка, зеленый чай в пиалах — это именно то что нам было нужно, чтобы согреться и отдохнуть. Кстати, пока готовили наш заказ, для нас провели бесплатную дегустацию домашних вин и чачи частного производства. Мы конечно не гурманы, в винах, откровенно говоря, особо не разбираемся. Нам понравилось красное десертное вино «Черный Командир». Стоимость одной бутылки была 500 рублей, но хорошенько поторговавшись мы купили 1, 5 литра вина за 350 рублей. Хотя, нас скорее всего, всё равно немного надули, кто знает 🙂 И еще один интересный момент, нас так порадовал хороший сервис и обходительное обслуживание, что мы были приятно удивлены. Но все стало на свои места, когда принесли счет. Внимание: в общую сумму счета были включены 10% за обслуживание, будьте к этому готовы. Тем не менее, мы с удовольствием пили это вино, ели вкусные блюда и на нас снизошло умиротворение 🙂 Так приятно было сидеть полулежать на подушках и пить чай, вино.
Еще долго не хотелось уходить, но уже вечерело и пора было собираться. Когда мы вышли, Антон предложил сходить еще на нижнюю обзорную площадку, куда мы и направились. Виды с этой площадки не менее впечатляющие.

Мы никак не могли уйти, все фотографировали, смотрели, снова фотографировали.

В какой то момент мы заметили, что остались одни на этой площадке. Видимо все ушли на последний фуникулер, который с верхней станции уходит в 18.00 Нас это только порадовало, вокруг никого, тишина, простор и умопомрачительная высота.

Но все когда то заканчивается, нам пришлось попрощаться с Ай-Петри и спускаться вниз. Для этого мы воспользовались услугами таксистов и за 400 рублей, за двоих, нас привезли к самому дому.
Надо сказать, что дорога вниз идет по серпантину и она очень узкая. Прежде чем ехать, мы специально договорились с водителем, что он остановит у озера и водопада Учан-Су. У озера мы побывали, даже набрали неподалеку от него ключевой воды.

А вот на водопад решили не ехать. Так как наш водитель объяснил нам, что в это время года водопад практически пересыхает. Самый пик силы и красоты водопад набирает весной, в период таяния снега, и осенью, в период дождей.
Про себя я подумала, что это будет хорошим поводом, чтобы еще раз побывать на горе Ай-Петри. Очень уж это место запало мне в сердце.