Пирамиды в камбодже. Храмовый комплекс Кох Кер (Камбоджа)

Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80 км от Ангкора, вернее от Сием-Риапа - маленького городка, в котором останавливаются все туристы. И туда ездят только автомобили-такси, на тук-туке якобы в такую даль не доехать, и в силу этого поездка становится недешевой, порядка 100 долларов за целый день. Поэтому, если взять попутчика, можно уменьшить стоимость путешествия вдвое.

Попутчика найти было тяжело и просто одновременно. Конечно многие хотели бы съездить в древний кхмерский город, который по таинственности превосходит сам Ангкор. Но я у меня были несколько эксцентричные планы, я собирался обязательно забраться наверх Пранга - главного храма города (доступ туда в 2012 г. был закрыт), и немного погулять по лесам вокруг. Это все пришлось бы согласовывать с напарником, ведь не всякий рискнет лезть на 35 метровую пирамиду. Но мне повезло...

// maximus101.livejournal.com


В моем отеле остановился молодой парень из России из города Нальчика. Он путешествовал один, и я сразу уболтал Анатолия лезть на Пирамиду смерти, ибо "какой же русский не любит быстрой езды (с)" , - пирамида, да еще и "смерти", - конечно полезли) Толя оказался спортивным и любопытным, интересующимся историей, правда в несколько "альтернативном варианте", как это у нас водится. Сработались мы сразу, тем более он тоже человек снимающий, поэтому первый раз у меня появилось много фотографий самого себя, а взгляд со стороны всегда интересен. В этот пост я вставил как свои, так и его фото.

Ну, а теперь о самом месте, куда мы собирались ехать. Кох Кер или Чхок-Гаргьяр был основан в 921 году королем Камбуджадеши Джаяварманом IV. Главная интрига, связанная с этим городом, состоит в том, что Джаяварман перенес в Кох Кер столицу из Ангкора (тогда он назывался Яшодхарапура). Зачем понадобилось королю кхмеров перебираться на север, причем внезапно, сейчас доподлинно неизвестно. Считается, что Джаяварман IV был узурпатором, он хотел создать новый центр силы, вне Ангкора, где тогда сидел еще один наследник престола - Ишанаварман II. Какое-то время два столичных центра существовали параллельно, но в 928 году Ишанаварману II помогли умереть, и Джаяварман IV стал полноправным правителем Кхмерской империи. При этом возвращаться в Ангкор он не стал. Джаяварман продолжил и далее обустраивать свой новый город Чхок Гаргьяр, который получил еще одно звучное имя - Лингапура (я бы даже постеснялся переводить его на русский язык), в честь царской линги (а это, сами знаете что) - главного символа бога Шивы и императорской власти в Ангкоре.

Руины галереи ведущей в главный храм Кох Кера.

// maximus101.livejournal.com


Джаяварман IV видимо ставил себе задачу затмить прежнюю столицу Яшодхарапуру. Кох кер, несмотря на свое недолгое существование в столичном статусе (921-944 гг, всего 23 года), стал самым большим городом в Камбодже вплоть до Нового времени, его площадь 35 кв. км. Для сравнения, площадь Константинополя не превышала 16 кв. км. Кох Кер, в отличии от Ангкора, изучен слабо, поэтому его суть можно обрисовать лишь в общих чертах. Город имел прямоугольное очертание - 7 на 5 км, что отличает его от преимущественно квадратных городов древней Камбоджи. Не решен до конца вопрос о том, был ли он окружен крепостными стенами. На севере этого мегаполиса остались остатки неких укреплений, но они отсутствуют по всему периметру. Решение этого вопроса было главной целью моего посещения Кох Кера. К сожалению, мне также не удалось однозначно ответить на этот вопрос.

Лингапура имела свой главный храмовой комплекс - Прасат Тхом. Комплекс был сдвинут от центра города к северу, при том, что все кхмерские главные государственные храмы всегда строились в центре городской застройки. Главный храм должен был олицетворять гору Меру, которая произрастала из мирового океана, поэтому почти все кхмерские святилища окружались широкими рвами, наполненными водой.

Ров окружающий Прасат Тхом.

// maximus101.livejournal.com


Имелся такой ров и вокруг Прасат Тхома. Второй важный компонент индуистского храма - это священная гора, как правило, главное святилище находилось именно на вершине этой горы. По такому принципу были выстроены храмы прежних столиц - Яшодхарапуры и Харихаралайи. Рвы наполненные водой окружали храм-гору, порой их было несколько, как например в Баконге. В Кох Кере эта схема была почему-то изменена, главная пирамида города - Пранг, стояла вне кольца рвов, она была сдвинута к западу внутри храмового комплекса. И сам комплекс, как я писал, был сдвинут к северу от центра столицы. Да и сам город имел прямоугольное, а не квадрантное очертание. Все это вроде бы мелочи, но у людей, имеющих стопроцентно религиозное сознание, такие вещи не могут появляться произвольно.

Руины Прасат Тхома.

// maximus101.livejournal.com


Возможно, нарушения принятой планировки были связаны как-то с личностью основателя Кох Кера - Джаяварманом IV. Сам факт, что он построил свою столицу вне старого района Ангкора, говорит об определенной тяге к новаторству, хотя возможно, он просто в большей степени опирался на поддержку северных племен и не доверял ангкорской знати. Джаяварман погиб во время похода на морскую империю Шривиджая в 941 году. Правление из Лингапуры продолжил его сын Харшаварман II, но правил он недолго, всего 3 года. В 944 году столица была перенесена обратно в Яшодхарапуру, Харшаварману видимо помогли отправиться на тот свет. Власть вернулась обратно к династии основателей Ангкора, свергнутой Джаяварманом IV.

Несмотря на короткое существование столичного Кох Кера, в это время был создан новый стиль кхмерского искусства, который получил его имя. Причем изменения произошли не только в архитектуре, но и в скульптуре, появился новый выразительный способ изображения людей. Фигуры богов и королей периода Кох Кер стали более торжественными, крупными и, как не странно, реалистичными. Крупными стали и архитектурные формы, стиль Кох Кер, это тяга к гигантомании, а самым внушительным сооружением этого периода стала главная пирамида города - Пранг. К сожалению, сейчас в Кох Кере не осталось вообще скульптур, коих было великое множество. Их или растащили по музеям, или просто разбили. Но храмовая пирамида осталась, именно она сейчас является главной туристической достопримечательностью города.

Остатки разбитых статуй в Прасат Тхоме - голова быка Нандина и постамент от какой-то скульптуры.

// maximus101.livejournal.com


Ну а теперь переходим к главному объекту. Храм-гора Кох Кера была названа Пирамидой Смерти любителями разной аномальщины. О ней насочиняли кучу баек, тем самым увеличив доходы местных туристических фирм. В большинстве случаев эти байки и создавались предприимчивыми экскурсоводами. Рассказы о демоне Маре, которому якобы поклонялся Джаяварман IV, о таинственном колодце на вершине пирамиды, который ведет в преисподнюю, безусловно нужны для привлечения туристов в этот отдаленный кхмерских город. Ведь ехать надо 80 км только в одну сторону, и услуги таксистов недешевы, поэтому пирамида Пранг - прекрасный способ решения этих проблем.

Нужно признать, что и сама по себе пирамида весьма выразительна, ее высота 35 метров, а сторона основания 60. Раньше сооружение было выше, так как на вершине стоял храм прасат, где находился гигантский лингам высотой более 4 метров и весом более 28 тонн. Скорее всего общая высота храма была не менее 60 метров.

Все описываемые события происходили в 2012 году, когда подъем на вершину Пранга был категорически запрещен. Это было связано с тем, что старая деревянная лестница, ведущая наверх, сгнила и разрушалась, и подъем был сопряжен с определенным риском. Сейчас (в 2014 г.), насколько мне известно, лестница уже заменена на новую, и туристы спокойно подымаются на вершину пирамиды.

Но тогда, нас с моим напарником, ждало целое приключение) На фото, пирамида Кох Кера и остатки старой гнилой лестницы с табличкой "стоп" внизу.

// maximus101.livejournal.com


Естественно, я не мог допустить, чтобы из-за каких-то запретов местных властей, сорвалось бы наше исследование главного храма города. Прочитав в интернете отчеты туристов, пытавшихся подняться наверх пирамиды, я пришел к выводу, что местные охранники активно препятствуют подъему, к тому же, как утверждали многие, побывавшие в Кох Кере, они даже не берут денег, т.е. подкупить их было невозможно. Понятно, что неподкупность охраны вещь субъективная, но все же рисковать не стоило, поэтому нужен был безотказный способ проникновения и подъема.

Как известно, простые способы решения задач почти всегда бывают и самыми эффективными. Поэтому я решил, что мы воспользуемся фактором внезапности, когда охраны у пирамиды не будет близко, мы просто тупо полезем наверх. Храм стоит внутри большого открытого двора, укрытия от солнца там нигде нет, охранники сидят где-нибудь в теньке, не ближе ста метров, поэтому пока они нас обнаружат и прибегут, мы уже подымемся, минимум, на половину высоты сооружения.

// maximus101.livejournal.com


Так все и случилось. Охрана среагировала лишь тогда, когда мы были уже на вершине. Я, честно говоря, думал, что им будет лень лезть за нами, и они подождут пока мы спустимся вниз. Но кхмеры оказались добросовестные)

// maximus101.livejournal.com


Выяснилось, что лестница не настолько уж гнилая, просто кое-где не было ступенек, поэтому в этих местах я просто подтягивался на руках, цепляясь ногами за камни.

Особый интерес представляет тут то, что деревянная лестница была возведена поверх древней каменной. И сделали это не только потому, что многие ступени обвалились. Дело в том, что изначальные кхмерские ступени были малопригодны для спокойного восхождения наверх. Высота ступеньки была много больше ширины, что непривычно для европейца, который привык подыматься по лестнице исключительно ногами. По кхмерской лестнице можно лезть только цепляясь за нее руками, так как она восходит очень круто, и велика опасность упасть вниз (уже есть много случаев гибели туристов в Ангкоре на этих лестницах) Из этого делается интересный вывод, что храмы в Ангкоре не предназначались для массового посещения, там и площадь внутренних помещений незначительная. Наверх, в святилища, скорее всего подымались лишь жрецы-брахманы, а весь народ толпился внизу. Что еще раз доказывает замкнутость жреческой прослойки и ее власть над массами людей.

// maximus101.livejournal.com


В наше время, на вершине Пранга почти ничего не осталось, храма как такового там нет. Для того, чтоб иметь представление о том, как он выглядел, можно обратить внимание на небольшую, почти копию, пирамиды Кох Кера в Ангкоре, рядом с храмом Пном Бакхеннг, это Баксей Тьямкронг - сооружение возведенное тоже в период Кох Кер, почти одновременно с Прангом. Только он несколько меньше размерами и имеет четыре лестницы, а не одну, как здесь.

На площадке храма в Кох Кере сохранились и некоторые изображения - морды гаруд и, наверно, львов, только они сильно обветрились и заросли травой.

// maximus101.livejournal.com


// maximus101.livejournal.com


Когда-то здесь был гигантский город. Он был построен преимущественно из дерева, поэтому руин от него сталось мало. В Кох Кере кроме Пранга и Прасат Тхома есть еще сотня храмов, разбросанная по большой территории, но, в большинстве случаев, это небольшие сооружения, и их невидно среди деревьев.

// maximus101.livejournal.com


Теперь, приступаем к осмотру самого таинственного объекта на вершине пирамиды, а именно ко входу в потусторонний мир - в царство демона Мары, как его расписывают нынешние любители аномальных явлений и предприимчивые кхмерские экскурсоводы. Это большой колодец на верхней площадке. Народная молва гласит, что в него кидали несчастных жертв кровавых брахманов и прочая, и прочая)

// maximus101.livejournal.com


К сожалению, мне не удалось нормально осмотреть эту шахту, так как она была завалена ветками, а кхмерские охранники уже лезли за нами на вершину. Времени было немного, плюс отвратительное дневное освещение - слишком много бликов, и мои собственные фото получились не ахти какими. Я нашел в сети фото 2014 года, когда наверх пустили туристов и привели шахту в более менее приличный вид.

Шахта пирамиды Кох Кера.

// maximus101.livejournal.com


Без веток она выглядит, как не странно, более прозаично - простой колодец на дне квадратного сооружения стены которого выложены из огромных блоков, испещренных дырками. Сии отверстия нужны были для переноски этих самых блоков. Зачем нужна сама комната над колодцем, сказать трудно, скорее всего, это стены разрушенного храма-прасата. Также возможно, это была полость, куда вставлялось основание огромного четырехметрового лингама, которым был славен это храм. Ведь индуистский лингам - это весьма сложная конструкция, где есть не только символ мужского начала, но и женского - йони, он находится в основании каменного фаллоса и может занимать много места. Сейчас лингама здесь нет, а полость, куда он вставлялся, осталась.

// maximus101.livejournal.com


Что касается самого колодца, то тут нет ничего сверхъестественного. Колодцы существовали во всех храмах Ангкорской империи. Например, колодец глубинной более 12 метров был найден в самой первой пирамиде, возведенной в районе Ангкора - это прасат Ак Ем. Этот храм также прославлял культ Девараджи - божественного царя, т.е. тоже имел свой каменный лингам, колодец же находился под его пьедесталом - также как и здесь, в Кох Кере. Как правило, такие шахты вели к небольшим камерам, запрятанным в глубинах каменных храмов-гор. Камеры использовались для хранения различных ритуальных предметов, например в подобном хранилище Байона была найдена статуя короля Джаявармана VII Но в большинстве случаев, при раскапывании колодцев ничего не находили - или камеры были ограблены в древности, или просто разрушены. Очень глубокий колодец был найден в Баконге, он прорезал всю пирамиду и уходил ниже уровня поверхности земли, но в итоге, там так ничего и не нашли.

Видимо традиция создавать укромные реликварии в основаниях храмов пришла в Камбоджу вместе с буддизмом. Так как подобные хранилища очень характерны именно для буддийских ступ, в них хранили свитки со священными текстами, драгоценные статуи Будд и т.д. Можно также предположить, что в подобных камерах мог хранится прах кремированных королей Камбоджи, ведь почти все "государственные" храмы Ангкора были еще и погребальными монументами для своих основателей. Например, знаменитый Ангкор-Ват стал гробницей для построившего его Сурьявармана II.

// maximus101.livejournal.com


В конце концов, кхмерские охранники добрались до вершины. Каково же было мое удивление, когда они в первую очередь бросились не к нам, а примкнули к живительному источнику местного мракобесия, т.е. начали снимать на свои телефоны шахту колодца. Видимо байки туристических агентов стали уже религией и глубоко въелись в суеверное сознание местных жителей. Колодец в ад самого демона Мары уже начал жить собственной жизнью.

// maximus101.livejournal.com


Интересное у человека выражение лица - под козырьком кепки глаза полные ужаса, ведь он смотрит в жерло самой преисподней)

// maximus101.livejournal.com


maximus101
20/08/2014


Одна из самых знаменитых достопримечательностей Камбоджи Кох Кер расположена в провинции Прэахвихея, в паре часов езды от . Она представляет собой одновременно и город, и большой храмовый комплекс. Более 10 веков назад Кох Кер стал столицей Кхмерской империи и превратился в один из её самых богатых городов. В статусе «главного города» Кох Кер пробыл недолго, всего 20 лет. Тем не менее, за этот период в городе было построено десятки храмов, большая часть из которых до наших дней, к сожалению, не сохранилась.

Как добраться в Кох Кер

Для посещения туристов Кох Кер открылся относительно недавно, лишь в 2002 году. Добраться до этой достопримечательности можно с ближайшего аэропорта в Сиемреапе, воспользовавшись услугами такси. Стоимость поездки от 75 до 100 долларов. По времени это займёт у вас около 3 часов. Войти в храмовый комплекс можно только при наличии билета. Стоимость 10 долларов.

Что представляет собой храмовый комплекс

Вся территория Кох Кера занимает площадь в 35 кв. метров. Ранее город был ограждён высокими крепостными стенами, от которых почти ничего не осталось. Неподалёку расположен резервуар барай Рахаль, служивший как источник воды в городе. В сезон дождей Рахаль образует большое озеро длиною в 1 км. Впервые попав в Кох Кер можно подумать, что это одна сплошная руина. И вправду большинство здешних построек не выдержавшие испытания временем просто превратились в кучи камня. Впрочем, есть в Кох Кере и уцелевшие храмы, которые до нашего времени практически не поменяли своего облика.

Главной достопримечательностью храмового комплекса считается дворец короля Джаявармана IV Пресат Тхом. Это место овеяно мистическими легендами и приданиями. Посредине дворца расположена огромная пирамида Пранг, на вершине которой когда-то возвышался храм. В храме стояла 4-метровая статуя или как её здесь называют лингам, покрытая золотом. До наших дней сохранилась только пирамида. И храм и статуя по непонятным причинам бесследно исчезли. Высота пирамиды составляет 32 метра, что равно 7-ми ступеням. Если верить преданиям местных жителей Пранг была создана не людьми, а великими богами. Этому якобы свидетельствуют два неоспоримых факта. Во-первых, построена пирамида в уникальном не характерном для Камбоджи архитектурном стиле. Внешне она напоминает скорее типичную пирамиду инков или майя. Во-вторых, основание пирамиды окружено массивными каменными блоками, которые непонятно откуда взялись в этой местности.

Под покровом таинственности остаётся также легенда о том, что Джаявармана IV, заключив сделку с демоном Мара, якобы проводил жертвоприношения на вершине пирамиды. Людей же после этого сбрасывали в глубокую шахту внутри пирамиды. Ни опровергнуть, ни подтвердить это пока не удалось, так как внутренняя часть Пресат Тхом до сих пор остаётся неисследованной. Стоить отметить, что проникнуть внутрь пирамиды пытались неоднократно, но все попытки заканчивались трагично. Спустя 20 лет своих злодеяний правитель Кох Кера внезапно исчез. Ни его могилы, ни останков до сих пор не нашли. Следом город покинули и местные жители после чего, прежде величественный и процветающий Кох Кер опустел и стал никому ненужным.
В нескольких метрах от Пресат Тхома находится так называемая земляная «пирамида» – холм Белого слона. Природное происхождение этого кургана весьма сомнительно, так как он имеет очень правильную четырёхугольную форму. Раскопки на холме не проводились, поэтому сложно сказать для чего именно он использовался. Скорее всего, это место предназначалось для строительства ещё одной пирамиды. Вокруг холма проложена тропа, вдоль которой расположено около десятка храмов Генеши. По легенде где-то в этих местах спрятаны большие сокровища.

После экскурсии по Пресат Тхом в Кхо Кере также стоит посетить руины храма Пресат Чен. Эта святыня дошла до наших дней не в таком хорошем состоянии как Пресат Тхом, но все-таки достойна вашего внимания. Изначально храм состоял их трёх святилищ, ограждённых стеной из латерита. Сейчас от них остались только инкрустированные колонны, несколько стен и притолока, изображающая гаруду, сражающегося со змеями. Когда-то за святилищами возвышалась трёхметровая статуя, олицетворяющая сражение Сугривы и Валина. В отличие от храма статуя уцелела и была перемещена в Национальный музей в Пномпене. Теперь в Пресат Чен о ней напоминает только огромный каменный фундамент.

Помимо вышеперечисленных мест в Кох Кере ещё можно увидеть руины 14-ти храмов, каждый из которых по своему уникален. Также существует предположение, что далеко в джунглях Кох Кера ещё находится несколько храмов, которые раньше были частью великой Кхмерской столицы.
Кох Кер – это город тайн и мистики. Именно поэтому сюда стремятся попасть туристы со всего мира, дабы попытаться разгадать все его загадки.

Про которую не очень много известно по всему миру. Все знают про кхмерский храм Ангкор Ват, а еще могут вспомнить про многоликий Байон и что-нибудь рассказать про джунгли Камбоджи. Казалось бы, чего там еще может быть такого интересного? Удивительно, но Камбоджа — это еще и страна, в которой есть своя пирамида, которая находится в Кох Кер – древнем городе Ангкора, построенном в начале X века, на заре существования Кхмерской империи.

Я всегда интересовалась древними сооружениями по всему миру, и поэтому когда узнала про камбоджийскую семиступенчатую пирамиду, которую еще называют пирамидой смерти, мне стало интересно на нее посмотреть. И вот, оказавшись, наконец, в городе Сием Рип, решила помимо посещения самых главных храмов Ангкора непременно добраться в Кох Кер и увидеть эту пирамиду смерти.

Кох Кер — это город-храм и огромный храмовый комплекс в провинции Преа Вихеа в 120 км на северо-восток от города Сием Рип в Камбодже. В древности он назывался Лингапура, то есть город линги (фаллоса), и был посвящен индуистскому богу Шиве. В этом древнем городе есть целый ряд достопримечательностей, главное место из которых занимает загадочная пирамида смерти Прасат Пранг, расположенная на территории главного храма Прасат Тхом. Помимо нее, здесь еще имеется множество руин кхмерских храмов периода Ангкор — некоторые из них практически полностью разрушенные и не исследованные. Однако все они представляют немалый интерес, так как эпоха Кох Кер была особой в истории империи кхмеров.

Основная информация о Кох Кер

Название Кох Кер (Koh Ker, Прасат Пранг),
или "Пирамида смерти".
Более раннее название - Лингапура.
Где находится В 90 км к северо-востоку от Ангкора (Камбоджа), в провинции Преа Вихеа, округ Кулен
GPS координаты 13°47′0″N, 104°32′0″E
Ближайший город Сием Рип, 120 км
Что собой представляет Полуразрушенный храмовый комплекс на территории древнего кхмерского города-столицы ангкорского периода
Чем знаменит Семиступенчатая пирамида (зиккурат) - одно из самых необычных мест в Камбодже
Размеры пирамиды Высота - 32 метра,
Сторона пирамиды - 55 метров
Особенность планировки Главный храм Прасат Тхом и храм-гора Прасат Пранг находятся на территории древнего города площадью 35 кв.км.
Из чего построен Песчаник, латерит, кирпич
Когда был построен X век

Кох Кер на гугл-карте:

Храмовый комплекс Koh Ker относится к так называемым дальним храмам Ангкора. Это означает, что визит в Кох Кер может занять весь день. Посетить Кох Кер будет интересно тем, кто действительно увлечен историей Камбоджи и Ангкора.

Несмотря на то, что ошибки при строительстве привели к быстрому разрушению пирамиды, нельзя не признать очевидных вещей – некоторые элементы главного храма Прасат Тхом послужили примером для возведения самого знаменитого храма кхмеров – Ангкор Вата в Камбодже. Речь идет о знаменитых длинных галереях. Впервые они появились именно здесь, в Кох Кер, затем были опробованы при строительстве Бенг Мелии, а затем во всей красе появились в оформлении Ангкор Вата. А увидев, как разрушился Прасат Тхом из-за подмыва воды, строители Ангкор Вата учли это и сделали дополнительную насыпь из песка и уникальную инженерную систему стабилизации грунта с помощью грунтовых вод.

Город Лингапура

Долгое время древний город Лингапура находился в забвении, однако с началом туристического бума в Камбодже и расчистки от мин полей и джунглей, Кох Кер тоже стал привлекать внимание путешественников, пусть и не наравне со знаменитым комплексом Ангкор Ват. Жители соседней деревушки Кох Кер жили тут веками в тени великой пирамиды и вели очень простой образ жизни, а теперь принимают туристов, обращаясь с просьбами взять их в качестве гида, чтобы немного заработать. Название этой деревни дало современное имя и древнему городу.

Барай вокруг главного святилища в Кох Кер

Кох Кер был построен в период правления короля Джаявармана IV в начале X века, решившего перенести столицу империи ближе к деревне, где он сам родился. Перемены в жизни Кхмерской империи начались с борьбы за власть, которая не увенчалась успехом: Джаяварман покинул Яшадхарапуру (так в то время называлась столица Ангкора и находилась она там, где сейчас расположены храмы Ролуос), провозгласил настоящим королем себя, построил новый город Лингапура, и правил там какое-то время. Так началась совершенно уникальная эпоха в истории Ангкора, до сих пор не получившая ясного объяснения в ученых кругах.

В сравнению с другим королем-узурпатором в Шри-Ланке, Касапа построил не такой и большой, но все же впечатляющий дворец на вершине огромной скалы . Как и после свержения Джаявармана IV, о сингальском царе постарались забыть, а вот его чудо-дворец сейчас очень популярен среди туристов.

Короткое правление царя Джаявармана IV закончилось (справедливости ради надо сказать, что продолжалось оно лет 20, и за это время было построен огромнейший город), столица вернулась на былое место. И, судя по тому, с какой легкостью все было забыто, никто не хотел вспоминать о бунте Джаявармана. Лингапура была разрушена не руками завоевателей, а пала под собственной тяжестью — главный храм-пирамида был возведен с техническими ошибками.

Прасат Пранг, семиступенчатая пиамида, строился как вместилище королевской линги, символа бога Шивы и короля как его представителя на земле. Так происходило при жизни короля, а после его смерти пирамида должна была стать его мавзолеем, поэтому она называется пирамидой смерти . Однако, как сообщают ученые, могилу Джаявармана IV они не нашли. А название «Пирамида смерти» все же закрепилась.

Когда в Кох Кер стали пускать туристов, многие пытались проникнуть внутрь из любопытства. Долгие годы ходили страшные слухи о том, что внутри нее творятся странные явления. Долго никто не решался попасть, но наконец нашлись смельчаки, которые нарушив все запреты все же проникли внутрь. По их рассказам, в центре пирамиды находится пустой саркофаг. Какой из этого можно сделать вывод?

Пирамида смерти Кох Кер предназначалась стать посмертным пристанищем Джаявармана и (как и Ангкор Ват впоследствии) выполняла двойную функцию – была храмом жизни во время правления короля и должна была стать местом его перехода из одного плана бытия в иной после смерти. Согласно верованиям древних кхмеров, именно семь ступеней пирамиды и обеспечивают королю самый благоприятный исход для перерождения.

Как добраться в Кох Кер из Сием Рип

Храмовый комплекс Кох Кер находится возле небольшой одноименной деревушки в провинции Преа Вихеа.

Приехать в Кох Кер из Сием Рипа можно примерно за 2 часа, а вообще на экскурсию в этот дальний храм Ангкора потребуется целый день. Существует несколько вариантов как туда добраться:

  • Заказать тур в любом из турагенств города Сием Рип (чем больше людей, тем меньше будет цена). В этом случае вы будете четко привязаны к расписанию экскурсии. Однако это существенная экономия, если вы путешествуете в одиночку. Цена за поездку в Кох Кер может быть около $45.
  • Заказать машину с водителем. Это будет стоить уже дороже, но выгоднее, если вас двое-трое. Машина стоит $90-100. Приватный трансфер хорош тем, что вы предоставлены самому себе, можете спокойно рассчитывать время. А также можно совместить поездку в Кох Кер с посещением храма Бенг Мелиа, который находится по пути к пирамиде смерти.
  • Приехать в Кох Ке самостоятельно, взяв в аренду мотобайк. Аренда — $15-20, бензин — $5-10.

Как добраться в Кох Кер

Стоимость билета в Кох Кер — $10. Билеты в храмовый комплекс Ангкор здесь не действуют.

Часы работы 7.30 — 17.30.

На осмотр города-храма нужно и пирамиды смерти нужно отвести минимум 2 часа, а при большом интересе к культуре кхмеров — 3-5 часов.

Важная информация: кто-нибудь из местных может увязаться в качестве гида в надежде заработать немного денег. Если вы не хотите помощника, то скажите об этом сразу и четко. Возможно не с первого раза, так со второго-третьего они обычно понимают, с кем им невыгодно ходить. Особо навязчивыми могут быть дети, которые также будут вам предлагать всевозможные открытки, книги и сувениры в надежде разжалобить вас и получить наличные доллары.

Дорога к пирамиде смерти проходит по пыльным сельским дорогам, однако большая часть пути — это новое шоссе из города Сием Рип в Стынг Тренг

Карта Кох Кер (кликабельна)

Древний город Кох Кер (Лингапура) занимает огромную площадь вокруг искусственного бассейна Рахаль. Все туры и экскурсии из Сием Рипа, заезжая на территорию, сразу проезжают к парковке, которая расположена у главных достопримечательностей храмового комплекса Кох Кер – к дальнему храму ангкорского периода Прасат Тхом и ступенчатой пирамиде Прасат Пранг.

Достопримечательнсти древнего города Кох Кер (Лингапура):

  • Прасат Тхом — главный храм города был построен даже раньше того, как Джаяварман перенес сюда столицу.
  • Прасат Крахом — это храм из красного кирпича, что отражено в его названии, которое переводится с кхмерского «красная башня».
  • Прасат Пранг — семиступенчатая пирамида, место погребения царя и хранения линги, часть храма Прасат Тхом.
  • Могильный холм Белого слона — холм и святилище позади пирамиды,с которого открываются виды на окрестности и пирамиду Прасат Пранг.
  • Многочисленные прасаты с лингами вдоль дороги. Стоящие посещения — это Баланг, Тненг, Крачап, Чрап и Дамрей.
  • Прасат Прам — пять башен харма на уровне земли, обвитые корнями деревьями.
  • Бассейн Рахаль наполняется водой только в сезон дождей.

Карта главного святилища древнего города Лингапура

Входя на территорию Прасат Тхом, сразу же встречаешь прообразы будущих длинных галерей, которые прославят Ангкор Ват на весь мир. Великое святилище находится в руинах, но многие элементы видны и поражают задумкой.

Для строительства города был использован самый разный материал — песчаник, латерит и кирпич. Все три представлены здесь во всей красе. Стены сделаны из хрупкого латерита, а некоторые из прасатов, в том числе и высокий Прасат Крахом построены из кирпича. Основные постройки сооружены из прочных блоков песчаника довольно внушительных размеров.

Прасат Тхом и Прасат Пранг отделены друг от друга стенами из латерита, украшенными небольшими лингами по всему периметру. Знаменитые фикусы-душители, украшающие более известные храмы Ангкора – Та Пром и Та Сом, здесь тоже постарались и приблизились к стене храма, пустив даже в некоторых местах корни. Однако полных прав на победу не предъявили.

Фикусы-душители облокотились на стену, но не сломали ее


Из-за незаконных проникновений в Прасат Пранг и общей небезопасности некоторое время назад на пирамиду смерти запретили залезать, и единственная лестница, ведущая наверх была закрыта для туристов. Однако к 2016 году, была построена другая лестница, а Пранг укреплен, и теперь любопытствующие путешественники могут подняться наверх и оглядеться вокруг.

Каменную пирамиду можно обойти со всех сторон, поразившись ее прочной кладке, которая до сих пор держит всю конструкцию, несмотря на то, что внутренние уровни провалились. Внешняя стена кажется непробиваемой. Позади пирамиды находится погребальный холм Белого слона, на который можно взобраться и оглядеть высокий пранг не только с уровня земли, но и с небольшого возвышения высоты.

Старая ненадежная лестница

Вид на Прасат Пранг с соседнего холма — погребального холма Белого слона — даже в сухой сезон пирамида покрыта травой

Лингапура отличалась гигантизмом: все здесь было самое большое и больше, чем у соседей — город больше (занимал территорию 35 км 2), пирамида выше (36 метров), линга на вершине Прасат Пранга тоже больше (4 метра), линги в городе — огромнее. И даже камни, из которых построена пирамида, отличаются большим размером по сравнению с остальными постройками в Ангкоре (включая те, что были построены позже). Ангкор Ват затем превзошел Кох Кер только по двум показателям — по высоте (42 метра) и по длине галерей.

Интересный факт: кстати, причиной обвала пирамиды Кох Кер стал не размер камней, а деревянные перекрытия, которые сгнили и перестали поддерживать каменные стены. То же произошло и с другими храмами, где камни не были такими огромными. Они тоже обвалились из-за общих ошибок кхмерских архитекторов.

Есть мнение, что кхмерские храмы можно сравнить с инкскими по технике и методу строительства. Однако, на мой взгляд, инкские храмы и строения в Перу отличаются от камбоджийских кардинально. Да, размер камней особенно при строительстве Кох Кер были похожи, кладка очень надежная. Однако фатальная ошибка позволила храму рухнуть, чего не произошло бы, если бы древние кхмеры придумали, как строить из камня без деревянных балок, как, например, в Перу, в Египте или при возведении других мегалитических сооружений по всему миру.

Это самое главное отличие (есть и другие, конечно), не позволяющие поставить храмы Ангкора в один ряд с другими невероятными мегалитическими сооружениями древности. Обычно, глядя на «храмы» инков, нельзя не задаться вопросом: как это было построено, почему это до сих пор стоит, несмотря на землетрясения, под силу ли это человеку вообще (точнее сказать, тем технологиям, которыми человечество владеет)? В случае с кхмерскими храмами все предельно ясно: человек сделать это способен, и мы видим, как именно все получилось или не получилось.

В Камбодже мы видим логичную историю архитектуры (и если вам интересно ознакомиться с храмами Ангкора в той последовательности, как они строились, читайте материалы на нашем сайте). В Перу методы и технологии появляются уже готовыми, там нет развития, только совершенство и непонятная логика. Сравните с , например. А Камбоджа живая – с ошибками, чудесами и красотой. И видимо это и вызывает восхищение любого из храмов Ангкора и Кох Кер в частности.

Прасат Пранг на территории Прасат Тхома. А мы обычно зовем это чудо пирамидой смерти Кох Кер

Камни нижнего уровня пирамиды

Прасаты с лингами в Кох Кер

Вокруг барая Рахаль построены многочисленные прасаты небольшой величины по сравнению с главной пирамидой, в которых также хранятся линги . Если сравнивать их с королевской лингой, что стояла на вершине Прасат Пранга и по оценкам ученых была 4-4,5 метров в высоту, то эти линги кажутся довольно небольшими. Однако они все равно больше, чем любая линга, найденная на территории других храмов Ангкора. Джаяварман определенно хотел сделать свой город самым величественным и не пожалел для этого ничего.

Надо признать, задумка была грандиозной, однако техническая сторона и технологии кхмерской цивилизации были не готовы к таким строительным подвигам.

Линги даже маленьких прасатов больше, чем на территории других храмов Ангкора. Что уж говорить о 4-метровой линге, которая стояла на вершине Прасат Пранга?

Наши впечатления

Посещение древнего города Кох Кер в Камбодже может дать неизгладимое впечатление. Ведь уникальный период в истории Ангкора, в течении которого была построена Лингапура явно выделяется в логичной и последовательной истории Кхмерской империи. Строение семиступенчатой пирамиды смерти нельзя сравнить с другими храмами-горами, как Баконг, Пном Бакенг, Бапуон или возведенные позже Пре Руп, Восточный Мебон или Та Кео. Гигантские размеры города затем мог повторить только Джаяварман VII, строивший храмы-монастыри на закате империи. Но параллель можно провести только в масштабности работы, а вот гигантизм мегалитов и размеры построек не были побиты.

Как мы уже говорили, с подобными сооружениями в Перу сравнивать смысла нет. А что же пирамиды Мексики и Египта? Камбоджийская пирамида смерти уступает в размерах и материалах, но по функции совпадает — согласно кхмерской (индуистской) космогонии переход из одного плана бытия в другой. Видимо по этой причине именно форма пирамиды была важна, и это объединяет многие далекие друг от друга культуры по всему миру.

Для нас эта пирамида стала первой, которую мы увидели во время нашей поездки в Камбоджу, и потому, конечно же, до сих пор является особенной. Древний памятник стоит совсем рядом с небольшой деревушкой, и руины кхмерского храма служат местным жителям в качестве места для собраний и отдыха. Небольшие и ветхие домишки фактически нищих камбоджийцах стоят в непосредственной близости.

Известно, что в Лингапуре жилые дома тоже строились из дерева и потому не сохранились. Но, как представляется, они должны были отличаться от современных жилищ. Этот контраст особенно ярко впечатывается в память. Жители некогда столицы могущественного царства претерпели столько страданий с тех пор и никак не могут оправиться, проживая в беднейших условиях.

Подавать ли милостыню детишкам в Кох Кер — это каждый решает за себя. Попрошайничать тут не очень принято, может, потому что место не сильно избаловано туристами. Чем больше приезжает туристов (в основном организованных туров из Китая), тем больше Кох Кер будет похож на самые посещаемые и популярные храмы Ангкора, где иногда не протолкнешься от детских ручек с просьбами дать доллар.

Отдыхают в тени древних руин

Мы посетили Кох Кер в жарком марте и приехали на машине, что мне кажется самым удобным способом способом путешествовать к дальним храмам Ангкора. Пирамида в каждый сезон преображается. В сухой сезон красная земля придает особенный шарм древним строениям. В сезон дождей дорога раньше была сложной, но сейчас после строительства шоссе, эта проблема не актуальна. На пирамиде растет много травы, и она становится зеленой. Единение природы и человеческих строений предстает совсем в ином ключе, нежели обвитые корнями храмы вроде Та Прома или Бенг Мелиа.

Очень удивило, сколько мегалитов валяется на территории города Кох Кер. Мегалитической кладки в Азии не так и много: кроме Кох Кер можно вспомнить некоторые постройки в . Песчаник для строительства храмов Ангкора добывался на горе Кулен, расположенной в 60 км (по прямой). Обычно материал доставлялся по рекам, тем не менее размер камней внушает уважение к строителям.

Нам очень понравилось у пирамиды, мы постарались провести здесь как можно больше времени, несмотря на жару, несколько раз обошли ее. Однако до сих пор жалеем, что как только забрались в кондиционированный автомобиль, немного размякли и уже с не очень большим энтузиазмом осматривали прасаты с лингами. Считаю, что надо было их посетить в самом начале визита.

Тем не менее одно из самых дорогих впечатлений и воспоминаний из Камбоджи мы увезли именно из Кох Кер. Здесь сбылась одна из моих детских мечт — увидеть пирамиду! Так что несмотря на дальность поездки и довольно существенные траты в рамках бюджетного путешествия, визит в Кох Кер оправдал все ожидания и стоил затраченных усилий.

Что еще нужно знать о Кох Кер

Стоимость экскурсии из Сием Рип в Кох Кер: за визит в Кох Кер мы заплатили $100 за машину и $20 за два билета. Совместив эту поездку с посещением храма Бенг Мелиа, мы немного сэкономили. Вернулись в Сием Рип мы перед самым закатом, отдохнули и отправились на ночной рынок.

Полезный совет: если стоимость поездки на машине к дальним храмам Ангкора вам кажется большой, найдите попутчиков и разделите с ними затраты по аренде машины с водителем.

Наблюдение: рядом с главным входом в Прасат Тхом и парковкой есть рынок с сувенирами. Здесь же можно купить воду.

Советы и рекомендации по экскурсии к пирамиде в Камбодже

  • Кох Кер лучше всего осматривать с самого утра, после 10 часов уже очень жарко. Поэтому лучше выехать как можно раньше из Сием Рипа. Выспаться можно в машине.
  • Прогуляйтесь сначала по Прасат Тхому, и только потом идите к Пирамиде смерти.
  • Не забудьте попросить водителя остановить почти сразу после въезда на территорию храмового комплекса, чтобы осмотреть Прасат Прам, знаменитый тем, что на его территории находятся пять обвитых деревьями прасатов из красного кирпича.
  • Прасаты с лингами обычно осматривают на обратном пути, так как они находятся на дальней петле кольцевой дороги вокруг бассейна Рахаль. Однако если вы хотите чтобы ваши впечатления от древнего города не затуманивались в тени пирамиды, попросите остановиться у прасат Прам, затем проехаться по главным лингам, и только потом посетите разрушенный Прасат Тхом и, наконец, пирамиду Прасат Пранг.
  • Взобраться на холм Белого слона можно, но расстояние между холмом и пирамидой не такое большое, чтобы смотровая площадка впечатлила. Да и холм не выше пирамиды. Однако альтернатива осмотру с уровня земли все равно есть!
  • Ангкор в разных периодах истории

Пирамида смерти (Prasat Thom). Кох Кер. Камбоджа.

Посетил в ноябре камбоджу, в этом отчете расскажу о Prasat Thom - это 35метровая семиярусная пирамида.

Затерянный в джунглях провинции Preah Vihear на севере страны, известный ранее как Chok Gargyar, что значит Island of Glory (Остров великолепия, величия), район Koh Ker имеет около 100 храмов. Большинство руин были обнаружены в джунглях и разминированы, но, тем не менее, в этом районе по-прежнему много мин, так что сходить с дорог опасно!
Этот район намного древнее всем известного Ангкор ватта, так как Кох Кер это самая первая столица кхмерского государства древности, а уже позже ее перенесли в Ангкор.

Недоступные для туристов до 2002 года, храмы Koh Ker до сих пор выглядят так, будто их только что обнаружили в джунглях.
На территории 35 кв. км. стоят культовые сооружения, среди которых - пирамида, так напоминающая мезоамериканскую… Прасат Тхом в переводе с кхмерского «Великий храм».
За вход на территорию храмового комплекса взымают 10 $ с человека.

Сама пирамида окутана легендами, местные ее обходят стороной для них это проклятое место.
В древности один из королей был поклонником культа Мары и приносил в жертву живых людей сбрасывая их в шахту пирамиды, шахта была чем то вроде портала между мирами. В случае с культом Мары шахта была входом в ад...

Вокруг пирамиды мы не обнаружил ни одной птицы,мелкой живности...спросили у аборигенов они подтвердили,что животные и птицы не уживаются в этом месте. Цикад мы также не услышали рядом.
Пирамида находится за внутренней, древней оградой в самом центре забытого города. Ее высота - 35 метров, а длина стороны основания - 55 м. Сложена из каменных блоков,попытался в местах неповрежденной кладки просунуть 100 баксов в зазоры между блоками,не вышло... На всякий случай взял небольшой кусочек из кладки, можно использовать для анализа породы, датирования.... во многих местах очень ровные стыки, снаружи кладки видны следы ручной работы, а вот по бокам, в глубине у блоков очень ровная поверхность.Особенно это можно увидеть в местах там где кладка раздвинулась но эрозии не подверглась либо влияние среды было минимальным.

Обнаружены пробитые круглые отверстия в кладке именно пробитые,следов сверления не обнаружил

На вершину пирамиды ведет сгнившая, деревянная лестница,которую построили уже в наше время по верх разрушенных древних, каменных ступеней.... мы забирались на нее с боольшой опаской.

На самом верху пирамиды есть шахта,она огорожена хлипким деревянным заборчиком. Cейчас шахта пирамиды прикрыта сгнившими досками, обросшими сверху всякой зеленью, думаю эти досточки без труда можно раздвинуть.

Ярусы пирамиды заросли растительностью

За пирамидой есть холм похожего размера,весь покрыт деревьями и лианами,по местной легенде это могила белого слона особо почитаемого в буддизме животного. Вход на холм в настоящее время закрыт от посторонних, причем постарались с оградой капитально,даже табличку повесили с рисунком.

Все эти запреты навевают мысли о сокрытом знании, что там есть что искать, и поэтому потомки жрецов-монахов это усиленно скрывают от чужаков... и даже своих соплеменников (проклятое место,и т.п.)

А вот фото внутренней кладки и внешней облицовки пирамиды для сравнения (в поврежденном месте)

Охранник внизу естественно не пускает на верх пирамиды...но на деле его можно отвлечь на минуту пока основная группа штурмует древнее сооружение. Что мы и сделали.
Уже на пике пирамиды мы увидели словно стража, высеченную гаруду - мифическая птица бога Вишну. В давние времена здесь была еще и огромная линга - символ Шивы, высота которой была не меньше 4 метров, а вес — около 24 тонн.Сейчас все это лежит завалом на верхушке строения. чтобы рассмотреть каменные изваяния в завалах нужно быть малогабаритным человеком...

Местные легенды повествуют, что изначально была на вершине и 5-метровая золотая статуя. Но когда в 1930 году Прасат Тхом обнаружила французская экспедиция, наверху ничего не было… А так как спустить вниз такую громадину без специальных механизмов просто невозможно, то предположили, что статуя упала в шахту, которая зияет на вершине загадочной пирамиды.
Проверить это, к сожалению, невозможно. Все, кто спускались внутрь пирамиды, назад не возвращались…(кроме! читайте ниже)
На 15-метровой глубине перестает работать всевозможная аппаратура,даже фонарик, а страховочные веревки, на которых спускались люди, рвутся…
Не удалось пробраться к пропавшим и через отверстия, которые пытались пробить французы в самой пирамиде. Тайна пирамиды так и осталась нераскрытой. Таковой она остается и поныне…
По непроверенной информации (сам я не знаком с участниками спуска)
В 2010 году в пирамиду всё-таки спустились наши, российские диггеры - с профессиональным снаряжением. Обнаружилось, что шахта завалена свежей землёй на глубине около восьми метров.
Кто-то закрыл этот странный портал от слишком любопытных глаз.
Тем не менее, исследования диггеров показали, что пирамида полая внутри, то есть, шахта осталась, завален только сам вход!

Но куда она ведёт - никому не известно до сих пор... Так как местные власти практически не охраняют пирамиду (охранник для вида не в счет) думаю можно организовать спуск в шахту пирамиды, основной критерий:иметь альпинистское оборудование,несколько физически крепких мужчин,датчик метана,ну и конечно видеокамеру с возможностью ночной съемки....

На приложенном мною видео можно рассмотреть все интересные моменты обхода пирамиды,подъема на нее, а также рядом стоящие древние строения.

August 11th, 2014

Я тогда сразу понял, что мне нужен будет напарник. Так как развалины Кох Кера, куда я намеревался ехать, находятся в 80 км от Ангкора, вернее от Сием-Риапа - маленького городка, в котором останавливаются все туристы. И туда ездят только автомобили-такси, на тук-туке якобы в такую даль не доехать, и в силу этого поездка становится недешевой, порядка 100 долларов за целый день. Поэтому, если взять попутчика, можно уменьшить стоимость путешествия вдвое.

Попутчика найти было тяжело и просто одновременно. Конечно многие хотели бы съездить в древний кхмерский город, который по таинственности превосходит сам Ангкор. Но я у меня были несколько эксцентричные планы, я собирался обязательно забраться наверх Пранга - главного храма города (доступ туда в 2012 г. был закрыт), и немного погулять по лесам вокруг. Это все пришлось бы согласовывать с напарником, ведь не всякий рискнет лезть на 35 метровую пирамиду. Но мне повезло...


В моем отеле остановился молодой парень из России из города Нальчика. Он путешествовал один, и я сразу уболтал Анатолия лезть на Пирамиду смерти, ибо "какой же русский не любит быстрой езды (с)" , - пирамида, да еще и "смерти", - конечно полезли)
Толя оказался спортивным и любопытным, интересующимся историей, правда в несколько "альтернативном варианте", как это у нас водится. Сработались мы сразу, тем более он тоже человек снимающий, поэтому первый раз у меня появилось много фотографий самого себя, а взгляд со стороны всегда интересен. В этот пост я вставил как свои, так и его фото.

Ну, а теперь о самом месте, куда мы собирались ехать.
Кох Кер или Чхок-Гаргьяр был основан в 921 году королем Камбуджадеши Джаяварманом IV. Главная интрига, связанная с этим городом, состоит в том, что Джаяварман перенес в Кох Кер столицу из Ангкора (тогда он назывался Яшодхарапура). Зачем понадобилось королю кхмеров перебираться на север, причем внезапно, сейчас доподлинно неизвестно. Считается, что Джаяварман IV был узурпатором, он хотел создать новый центр силы, вне Ангкора, где тогда сидел еще один наследник престола - Ишанаварман II. Какое-то время два столичных центра существовали параллельно, но в 928 году Ишанаварману II помогли умереть, и Джаяварман IV стал полноправным правителем Кхмерской империи. При этом возвращаться в Ангкор он не стал. Джаяварман продолжил и далее обустраивать свой новый город Чхок Гаргьяр, который получил еще одно звучное имя - Лингапура (я бы даже постеснялся переводить его на русский язык), в честь царской линги (а это, сами знаете что) - главного символа бога Шивы и императорской власти в Ангкоре.

Руины галереи ведущей в главный храм Кох Кера.

Джаяварман IV видимо ставил себе задачу затмить прежнюю столицу Яшодхарапуру. Кох кер, несмотря на свое недолгое существование в столичном статусе (921-944 гг, всего 23 года), стал самым большим городом в Камбодже вплоть до Нового времени, его площадь 35 кв. км. Для сравнения, площадь Константинополя не превышала 16 кв. км.
Кох Кер, в отличии от Ангкора, изучен слабо, поэтому его суть можно обрисовать лишь в общих чертах. Город имел прямоугольное очертание - 7 на 5 км, что отличает его от преимущественно квадратных городов древней Камбоджи. Не решен до конца вопрос о том, был ли он окружен крепостными стенами. На севере этого мегаполиса остались остатки неких укреплений, но они отсутствуют по всему периметру. Решение этого вопроса было главной целью моего посещения Кох Кера. К сожалению, мне также не удалось однозначно ответить на этот вопрос.

Лингапура имела свой главный храмовой комплекс - Прасат Тхом. Комплекс был сдвинут от центра города к северу, при том, что все кхмерские главные государственные храмы всегда строились в центре городской застройки.
Главный храм должен был олицетворять гору Меру, которая произрастала из мирового океана, поэтому почти все кхмерские святилища окружались широкими рвами, наполненными водой.

Ров окружающий Прасат Тхом.

Имелся такой ров и вокруг Прасат Тхома. Второй важный компонент индуистского храма - это священная гора, как правило, главное святилище находилось именно на вершине этой горы. По такому принципу были выстроены храмы прежних столиц - Яшодхарапуры и Харихаралайи. Рвы наполненные водой окружали храм-гору, порой их было несколько, как например в
В Кох Кере эта схема была почему-то изменена, главная пирамида города - Пранг, стояла вне кольца рвов, она была сдвинута к западу внутри храмового комплекса. И сам комплекс, как я писал, был сдвинут к северу от центра столицы. Да и сам город имел прямоугольное, а не квадрантное очертание. Все это вроде бы мелочи, но у людей, имеющих стопроцентно религиозное сознание, такие вещи не могут появляться произвольно.

Руины Прасат Тхома.

Возможно, нарушения принятой планировки были связаны как-то с личностью основателя Кох Кера - Джаяварманом IV. Сам факт, что он построил свою столицу вне старого района Ангкора, говорит об определенной тяге к новаторству, хотя возможно, он просто в большей степени опирался на поддержку северных племен и не доверял ангкорской знати.
Джаяварман погиб во время похода на морскую империю Шривиджая в 941 году. Правление из Лингапуры продолжил его сын Харшаварман II, но правил он недолго, всего 3 года. В 944 году столица была перенесена обратно в Яшодхарапуру, Харшаварману видимо помогли отправиться на тот свет. Власть вернулась обратно к династии основателей Ангкора, свергнутой Джаяварманом IV.

Несмотря на короткое существование столичного Кох Кера, в это время был создан новый стиль кхмерского искусства, который получил его имя. Причем изменения произошли не только в архитектуре, но и в скульптуре, появился новый выразительный способ изображения людей. Фигуры богов и королей периода Кох Кер стали более торжественными, крупными и, как не странно, реалистичными. Крупными стали и архитектурные формы, стиль Кох Кер, это тяга к гигантомании, а самым внушительным сооружением этого периода стала главная пирамида города - Пранг.
К сожалению, сейчас в Кох Кере не осталось вообще скульптур, коих было великое множество. Их или растащили по музеям, или просто разбили. Но храмовая пирамида осталась, именно она сейчас является главной туристической достопримечательностью города.

Остатки разбитых статуй в Прасат Тхоме - голова быка Нандина и постамент от какой-то скульптуры.

Ну а теперь переходим к главному объекту.
Храм-гора Кох Кера была названа Пирамидой Смерти любителями разной аномальщины. О ней насочиняли кучу баек, тем самым увеличив доходы местных туристических фирм. В большинстве случаев эти байки и создавались предприимчивыми экскурсоводами. Рассказы о демоне Маре, которому якобы поклонялся Джаяварман IV, о таинственном колодце на вершине пирамиды, который ведет в преисподнюю, безусловно нужны для привлечения туристов в этот отдаленный кхмерских город. Ведь ехать надо 80 км только в одну сторону, и услуги таксистов недешевы, поэтому пирамида Пранг - прекрасный способ решения этих проблем. Например, вот хороший образец собрания разного рода треша и угара, посвященный Кох Керу)

Нужно признать, что и сама по себе пирамида весьма выразительна, ее высота 35 метров, а сторона основания 60. Раньше сооружение было выше, так как на вершине стоял храм прасат, где находился гигантский лингам высотой более 4 метров и весом более 28 тонн. Скорее всего общая высота храма была не менее 60 метров.

Все описываемые события происходили в 2012 году, когда подъем на вершину Пранга был категорически запрещен. Это было связано с тем, что старая деревянная лестница, ведущая наверх, сгнила и разрушалась, и подъем был сопряжен с определенным риском. Сейчас (в 2014 г.), насколько мне известно, лестница уже заменена на новую, и туристы спокойно подымаются на вершину пирамиды.

Но тогда, нас с моим напарником, ждало целое приключение) На фото, пирамида Кох Кера и остатки старой гнилой лестницы с табличкой "стоп" внизу.

Естественно, я не мог допустить, чтобы из-за каких-то запретов местных властей, сорвалось бы наше исследование главного храма города. Прочитав в интернете отчеты туристов, пытавшихся подняться наверх пирамиды, я пришел к выводу, что местные охранники активно препятствуют подъему, к тому же, как утверждали многие, побывавшие в Кох Кере, они даже не берут денег, т.е. подкупить их было невозможно. Понятно, что неподкупность охраны вещь субъективная, но все же рисковать не стоило, поэтому нужен был безотказный способ проникновения и подъема.

Как известно, простые способы решения задач почти всегда бывают и самыми эффективными. Поэтому я решил, что мы воспользуемся фактором внезапности, когда охраны у пирамиды не будет близко, мы просто тупо полезем наверх. Храм стоит внутри большого открытого двора, укрытия от солнца там нигде нет, охранники сидят где-нибудь в теньке, не ближе ста метров, поэтому пока они нас обнаружат и прибегут, мы уже подымемся, минимум, на половину высоты сооружения.

Так все и случилось. Охрана среагировала лишь тогда, когда мы были уже на вершине. Я, честно говоря, думал, что им будет лень лезть за нами, и они подождут пока мы спустимся вниз. Но кхмеры оказались добросовестные)

Выяснилось, что лестница не настолько уж гнилая, просто кое-где не было ступенек, поэтому в этих местах я просто подтягивался на руках, цепляясь ногами за камни.

Особый интерес представляет тут то, что деревянная лестница была возведена поверх древней каменной. И сделали это не только потому, что многие ступени обвалились. Дело в том, что изначальные кхмерские ступени были малопригодны для спокойного восхождения наверх. Высота ступеньки была много больше ширины, что непривычно для европейца, который привык подыматься по лестнице исключительно ногами. По кхмерской лестнице можно лезть только цепляясь за нее руками, так как она восходит очень круто, и велика опасность упасть вниз (уже есть много случаев гибели туристов в Ангкоре на этих лестницах)
Из этого делается интересный вывод, что храмы в Ангкоре не предназначались для массового посещения, там и площадь внутренних помещений незначительная. Наверх, в святилища, скорее всего подымались лишь жрецы-брахманы, а весь народ толпился внизу. Что еще раз доказывает замкнутость жреческой прослойки и ее власть над массами людей.

В наше время, на вершине Пранга почти ничего не осталось, храма как такового там нет. Для того, чтоб иметь представление о том, как он выглядел, можно обратить внимание на небольшую, почти копию, пирамиды Кох Кера в Ангкоре, рядом с храмом Пном Бакхеннг, это Баксей Тьямкронг - сооружение возведенное тоже в период Кох Кер, почти одновременно с Прангом, я писал о нем Только он несколько меньше размерами и имеет четыре лестницы, а не одну, как здесь.

На площадке храма в Кох Кере сохранились и некоторые изображения - морды гаруд и, наверно, львов, только они сильно обветрились и заросли травой.

Когда-то здесь был гигантский город. Он был построен преимущественно из дерева, поэтому руин от него сталось мало. В Кох Кере кроме Пранга и Прасат Тхома есть еще сотня храмов, разбросанная по большой территории, но, в большинстве случаев, это небольшие сооружения, и их невидно среди деревьев.

Теперь, приступаем к осмотру самого таинственного объекта на вершине пирамиды, а именно ко входу в потусторонний мир - в царство демона Мары, как его расписывают нынешние любители аномальных явлений и предприимчивые кхмерские экскурсоводы. Это большой колодец на верхней площадке. Народная молва гласит, что в него кидали несчастных жертв кровавых брахманов и прочая, и прочая)

К сожалению, мне не удалось нормально осмотреть эту шахту, так как она была завалена ветками, а кхмерские охранники уже лезли за нами на вершину. Времени было немного, плюс отвратительное дневное освещение - слишком много бликов, и мои собственные фото получились не ахти какими. Я нашел в сети фото 2014 года, когда наверх пустили туристов и привели шахту в более менее приличный вид.

Шахта пирамиды Кох Кера.

Без веток она выглядит, как не странно, более прозаично - простой колодец на дне квадратного сооружения стены которого выложены из огромных блоков, испещренных дырками. Сии отверстия нужны были для переноски этих самых блоков. Зачем нужна сама комната над колодцем, сказать трудно, скорее всего, это стены разрушенного храма-прасата. Также возможно, это была полость, куда вставлялось основание огромного четырехметрового лингама, которым был славен это храм. Ведь индуистский лингам - это весьма сложная конструкция, где есть не только символ мужского начала, но и женского - йони, он находится в основании каменного фаллоса и может занимать много места. Сейчас лингама здесь нет, а полость, куда он вставлялся, осталась.

Что касается самого колодца, то тут нет ничего сверхъестественного. Колодцы существовали во всех храмах Ангкорской империи. Например, колодец глубинной более 12 метров был найден в самой первой пирамиде, возведенной в районе Ангкора - это . Этот храм также прославлял культ Девараджи - божественного царя, т.е. тоже имел свой каменный лингам, колодец же находился под его пьедесталом - также как и здесь, в Кох Кере. Как правило, такие шахты вели к небольшим камерам, запрятанным в глубинах каменных храмов-гор. Камеры использовались для хранения различных ритуальных предметов, например в подобном хранилище Байона была найдена статуя короля Джаявармана VII Но в большинстве случаев, при раскапывании колодцев ничего не находили - или камеры были ограблены в древности, или просто разрушены. Очень глубокий колодец был найден в Баконге, он прорезал всю пирамиду и уходил ниже уровня поверхности земли, но в итоге, там так ничего и не нашли.

Видимо традиция создавать укромные реликварии в основаниях храмов пришла в Камбоджу вместе с буддизмом. Так как подобные хранилища очень характерны именно для буддийских ступ, в них хранили свитки со священными текстами, драгоценные статуи Будд и т.д. Можно также предположить, что в подобных камерах мог хранится прах кремированных королей Камбоджи, ведь почти все "государственные" храмы Ангкора были еще и погребальными монументами для своих основателей. Например, знаменитый Ангкор-Ват стал гробницей для построившего его Сурьявармана II.

В конце концов, кхмерские охранники добрались до вершины. Каково же было мое удивление, когда они в первую очередь бросились не к нам, а примкнули к живительному источнику местного мракобесия, т.е. начали снимать на свои телефоны шахту колодца. Видимо байки туристических агентов стали уже религией и глубоко въелись в суеверное сознание местных жителей. Колодец в ад самого демона Мары уже начал жить собственной жизнью.

Интересное у человека выражение лица - под козырьком кепки глаза полные ужаса, ведь он смотрит в жерло самой преисподней)

Но если кто-то вдруг подумал, что демона Мары не существует, то он ошибается) Демоны всегда чутко сторожат свои секреты и очень ревниво относятся ко всем, кто хочет их узнать. Кара их может настигать человека не сразу, а по прошествии какого-то времени.

Хотя я ощутил их зловредное действие уже в тот же день, ибо был главным инициатором беспокойства чертей внутри пирамиды. В лесу, во время осмотра крепостных валов Кох Кера я наткнулся на острый древесный шип, он торчал горизонтально, и я чуть не пробил себе горло. Натекло много крови, но шея у меня толстая, и мне повезло. Из-за этого обстоятельства и общей усталости мы решили свернуть дальнейшие поиски, хотя многое еще было не найдено. Но это еще не конец. В дальнейшем, при переходе границы между Камбоджей и Таиландом я потерял сознание из-за какой-то очередной подхваченной инфекции и жары. Меня откачивали несколько кхмерских водителей, тогда я впервые узнал, как знаменитый "тайский" массаж действует на человека в критической ситуации. Они меня буквально спасли. Но несмотря на то, что меня поставили на ноги, в Бангкок я доехал скорее уже в виде тела. Пришлось сворачивать мою экспедицию и лететь домой. И это тоже не все. Уже в Москве, через несколько дней у меня заклинило позвоночник, и я из-за адской боли фактически не мог вообще передвигаться целых две недели.

Поэтому, если вы тоже захотите потревожить "демона Мару", советую вам лишний раз все обдумать и тщательно все взвесить. Может оно того и не стоит...

Спускаться всегда сложнее, чем подниматься.

Здесь Анатолий преодолевает "трудное" место на лестнице, там где нет ступенек, приходилось идти в обход.

Сейчас с лестницей все в порядке, и каждый может посетить демона Мару и его преисподнюю)

Пирамида Кох Кера во всей красе, я попросил моего напарника встать рядом для масштаба.

Выглядит все добротно, хотя внутри там должна быть земля, кхмеры никогда не возводили цельнокаменных храмовых платформ.

Высота пирамиды сейчас примерно как у стандартного 12 этажного дома.

Фото стыков между блоками - для всех любителей совать в них визитки и прочие лезвия бритвы)

Как я писал выше, эти дырки нужны для транспортировки блоков, но они видны не на каждом блоке. Думаю, отверстия могут быть сверху или снизу блока, в зависимости от того, как его положили, поэтому их часто невидно.

А это еще одна "пирамида" Кох Кера - только земляная, это курган Белого слона. Что это такое никто не знает, находится сей курган позади Пранга в сотне метров. Он зарос деревьями, поэтому его тяжело снимать. Я нашел в сети фото, на котором курган хоть немного видно.

Восхождение на курган Белого слона.

Главный храмовый комплекс Кох Кера, вид с птичьего полета. Слева Прасат Тхом, окруженный рвами с водой, холм Белого слона находится справа от пирамиды - это такая "куча деревьев" за огражденной территорией храма. Высотой он метров 25, основание имеет круглое, для чего предназначен никто не знает, раскопки здесь не велись. Может, и правда, прикопали слона какого-то, любимого)

Теперь двинемся на север, в сторону окраины города, чтобы выяснить, как у него обстояли дела с внешними укреплениями.
На территории Кох Кера сейчас несколько деревень, поэтому земля эта вполне обжитая. Деревни все архаичные, кстати, примерно так выглядело большинство домов в Чхок-Гаргьяре в древности, они не были какими-то капитальными. В кхмерских городах строили дома на сваях, вокруг прокладывали каналы, которые соединялись с храмовыми и внешними городскими рвами. Обязательно в каждом городе выкапывали огромный водоем - барай. Был он и в Кох Кере - барай Рахаль имел размеры 1200 метров на 600, находился он южнее Пранга и храмового комплекса, и сейчас почти полностью высох. Его угол виден в левом верхнем углу на фото, что выше.

Сельская идиллия)

И вот мы были замечены местными девушками, они счастливы - притопало новое развлечение)

Но к сожалению, нам придется оставить барышень и двигаться дальше, вон в тот лес, что виднеется.

После недолгих поисков внешние валы были обнаружены. Они хорошо заметны под сенью леса, хоть все вокруг и сильно заросло.

До сих пор исследователи не могут решить вопрос, что это такое. Вариантов тут три, или это крепостные валы города, или это дамбы, защищающие Кох Кер от наводнений, или это нечто среднее - крепостной вал, выполняющий роль и дамбы, в том числе.
Лично я склоняюсь к третьему пункту, это было бы логично. Но есть тут и некоторые проблемы.
По факту, это земляные насыпи высотой от 3 до 5 метров, шириной до 20 метров и имеющие, как мы видим, некий каменный "панцирь" на внешней, в данном случае северной, стороне.

Камни как-бы набросаны с внешней стороны, с внутренней их нет. Кое где на планах города пишут, что это крепостные стены, не валы, а именно стены. Может ли быть, что это были стены, но потом разрушились? Все камни не обработаны, в то время как кхмеры были в состоянии вырубать правильные каменные блоки в больших количествах. Но здесь они этого делать не стали. Почему? Может быть валы-стены сооружали впопыхах? Как известно, Джаяварман IV строил город с нуля, но у него было время создать нормальную фортификацию - он правил 20 лет, за это время можно было возвести что угодно. Тем более такую важную вещь, как крепостные стены.

Здесь мы подходим к вопросу - а защищали ли кхмеры свои города крепостными стенами? Вопрос совсем непраздный. В свое время В.Голубев ответил на него утвердительно - с помощью крепостных валов, найденных недалеко от Ангкор-Вата он локализовал первую столицу Кхмерской империи - Яшодхарапуру, я писал . Сейчас, его гипотеза подвергается критике, считается, что Голубев обнаружил не крепостные валы столицы Ангкора, а дамбы какого-то водоема, возведенного позднее. А крепостные стены Яшодхарапуры или не найдены, или вообще не существовали. Поэтому важно ответить на вопрос, а укрепляли ли кхмеры свои города? С одной стороны, мы имеем более поздние крепостные стены Ангкор Тхома и мощные оборонительные валы Пра Кхана, города 11 века, построенного в сотне километров восточнее Ангкора. Известны также крепостные валы городов государства Бапном, существовавшего до периода Ангкорской империи. А с другой стороны, мы имеем вот это безобразие, что на фото.

Проблема еще в том, что эти валы Кох Кера существуют сейчас лишь в одном северо-западном углу города. Я не нашел данных, что они окружают его по периметру. Непонятно, почему так получилось, исчезнуть такое грандиозное строение не могло. Но на планах города их нет.
К сожалению, сам я проверить периметр тоже не смог, для этого в Кох Кере нужно жить какое-то время. Ведь длина валов, если они там есть, должна составлять 24 км, а мы прошли всего километра 2-3, и то, я чуть себя не убил, напоровшись на сук) Гулять при температуре более 35 градусов жары целый день не очень приятное дело.

В общем, тайна крепостных стен Кох Кера так и не была решена.

Далее мы пробежались по малым храмам Кох Кера, их достаточно много, около 20 штук в пределах туристического маршрута. Рядом с ними проложена нормальная дорога, поэтому нет необходимости ходить пешком. Есть сооружения и вне основной дороги. Но тут уж каждый решает сам, насколько ему важно гулять по лесу, территорию Кох Кера очистили от полпотовских мин относительно недавно, где-то в 2005 году. Поэтому можно попробовать проверить качество работы саперов, а можно этого и не делать) Сейчас Кох Кер такое же туристическое место, как и Ангкор, здесь бывает много людей, ходят местные жители, вроде бы о проблемах с минами не было слышно, но "черную" случайность никто не отменял.

Большая часть местных храмов - относительно небольшие прасаты. Но есть и исключения, это несколько шиваитских храмов на севере города.
Прасат Андонг Кук и нашел водитель, поставленный для масштаба.

Суть этих храмов такая же как и у всех остальных, это башнеобразные сооружения, отличающиеся только весьма приличными размерами. Из-за этих размеров они видимо имели деревянные крыши, так как перекрыть каменными ложными сводами их внутренние помещения проблематично, а о настоящих сводах, применяемых в Европе и Ближнем Востоке, индуистские архитекторы не имели представления. Тем более никаких остатков перекрытий не было найдено.

Внутри остались каменные лингамы, многие весьма приличных размеров. Эти фаллические символы раскрывают смысл древнего названия города - Лингапура. Некоторые из них разрушены каким-то непонятным способом. Стоит отметить, что изничтожить такие массивные каменные изваяния можно наверно только с помощью динамита. Видимо их взрывали, я не могу представить, чтобы это можно было сделать как-то еще. Здесь, например, массивное каменное основание линги просто куда-то исчезло.

Я специально снял целый лингам с основанием, которое представляет собой каменную плиту толщиной до метра. Нужны просто невероятные усилия, чтобы эту конструкцию разрушить.

Прасат Линга

В отличии от индийских лингамов, которые натуралистично изображали, сами знаете что, кхмерские были весьма аскетичными, и форму символа передавали только условно. Это кстати характерная черта кхмерского искусства - отсутствие какого либо эротизма, каменная Кама-сутра, как в индийских храмах Каджурахо, была здесь невозможна. Людей тоже старались изображать хотя бы частично одетыми, абсолютная нагота для кхмерского искусства была неприемлема.
Линга в Прасат Баланг.

Лингу сверху поливали молоком, маслом, водой и т.д., и вся эта смесь попадала затем на основание монумента, символизирующее уже женское начало - йони, и по специальному желобку выводилась наружу из храма, где ее принимали верующие. Внутри могли находится только жрецы.

Отверстие в стене прасата, через которое "священная жикость" (которая символизировала сами знаете что), выливалась наружу.

Прасат Кра Чап.

Прасат Бантей Пир Чен.

Каменные колонны в Бантей Пир Чен. Они держали деревянную кровлю, крытую черепицей. Все же большая часть построек у кхмеров была деревянной. О ней можно судить по храмовым комплексам в Таиланде и Камбодже дошедшим до нашего времени.

Неанг Кхамау - самый изящный, на мой взгляд, храм в Кох Кере.

Комплекс храма Прасат Прам (Пять башен). Здесь дейсвительно пять храмиков, они интересны тем, что красиво оплетены корнями деревьев.

Внутри все монументы тоже разрушены, а это, скорее всего, тоже были лингамы. Кроме каменных фаллосов могли быть еще статуи Шивы, но сейчас их всех увезли в музеи.

Предыдущие посты, посвященные Камбодже и Ангкору.