Петрозаводская губа онежского озера карта. Грязные губы онего

Петрозаво́дская губа́ - залив в северо-западной части Онежского озера на территории Республики Карелия. На северо-западном берегу залива расположен город Петрозаводск. До появления на берегу залива поселения, давшего название городу, залив назывался Соломенской губой или Соломялахта (карел. lahti - залив). Залив вытянут с северо-запада на юго-восток. Отделён в восточной части от залива Большое Онего Ивановскими островами и сообщается на юго-востоке с центральной частью Онежского озера проливом шириной 2 км и глубиной 23 м. Берега губы высокие, мало изрезаны, у песков пологие. Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Деревянский в районе села Деревянное и мысом Шуйнаволок на полуострове Баранний Берег. В Петрозаводскую губу впадают реки Лососинка, Неглинка, Сельгская Речка (Удега), Студенец (Сулажгорка), Вилда, Большой и Каменный ручьи. Также приток осуществляется из озера Логмозера, соединённого с заливом Соломенским проливом. Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из её вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Залив обычно покрывается льдом в начале декабря, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841, 1880, 1903, 1923 1935, 1973, 1975, 1976, 1977, 1987, 2008. Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани.

Неглинный (Калинина или Неглин) находится в акватории Петрозаводской губы в 0,6 км от берега, в створе ул. Краснодонцев. Второе название острова происходит от фамилии торгующего крестьянина-карела из д. Онгамуксы Спасопреображенской волости Алексея Калинина, владевшего до Октябрьской революции лесопильным производством, находившемся на острове. Впоследствии на острове находились производственные здания Петрозаводского концентрационного лагеря исправительных работ (1920-е годы), склады топлива и леса Беломорско-Онежского пароходства. В 1946 году работала водная линия Соломенное - Неглин остров. В настоящее время необитаем. На острове установлен навигационный знак и флаг России. Имеются проекты соединения острова и материка мостом с превращением его в рекреационую зону. Лойостров находится в акватории Петрозаводской губы, в 0,9 км от берега, южнее кварталов городских лесов. Ранее имелась пристань и склады топлива БОПа. На на юго-восточной оконечности острова установлен навигационный знак и флаг России. Необитаем. Были предложения об устройстве на острове историко-культурного центра. Ивановские острова лежат на выходе из Петрозаводской губы: Никольский. До революции на острове находилась часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Койвостров. Мудростров. Педай. Мадостров. Ивановский. Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард». Эти острова относятся…

ЭКСПЕДИЦИЯ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МОРЯ И ВОД СУШИ

Экспедиция кафедры физики моря и вод суши на Онежское озеро

14 сентября 2007 г. 2 студента 5-го курса и 2 сотрудника кафедры физики моря и вод суши физического факультета МГУ отправились в экспедицию на Онежское озеро в Карелию. Вечер, Ленинградский вокзал, фирменный поезд «Карелия» - и позади все хлопоты по подготовке к экспедиции, отправка машины с ценным оборудованием, подписывание последних документов и т.п. Впереди же – 8 дней тяжелой, но такой интересной работы.

15 сентября группа прибыла на борт судна «Эколог». После короткого отдыха разгрузили машину с аппаратурой и к вечеру весь измерительный комплекс был собран. 16-го с утра экспедиция, в состав которой входили студенты Долгополов Ю.М., Литвинов Е.А. и снс кфмн Будников А,А., под руководством внс дфмн Самолюбова Б.И. начала измерения. Работы велись совместно с научной группой Института Водных Проблем Севера КарНЦ РАН.

Онежское озеро (Онего) - второе по площади пресноводное озеро Европы, занимающее 20-е по площади и 24-е место по объёму среди озер Земли. Длина озера 245 км, ширина 88 км, площадь 9943 кв. км, максимальная глубина – 119 м. Онежское озеро является узловым звеном единой глубоководной системы Европейской части России, соединяющей Балтийское и Белое моря, а так же имеющей выход в Черное и Азовское моря. В озеро впадает 52 реки.

Исследования продолжались 6 дней. 17 сентября группа получила весомое подкрепление в лице заведующего кафедрой физики моря и вод суши профессора К.В.Показеева. Константин Васильевич специально приехал на Онежское озеро, чтобы убедиться, что недавно закупленное кафедрой дорогостоящее современное оборудование работает качественно и надежно. Дело в том, что в ходе экспедиции применялся измерительный комплекс, включавший помимо зондов и градиентной установки, которые использовались ранее, новую высокоточную аппаратуру: допплеровский профилограф скорости течения RDCP-600 и многопараметрический зонд RCM 9 LW.

Эти приборы, изготовленные фирмой AANDERAA INSTRUMENTS (Норвегия), позволяют регистрировать не только вертикальные распределения вектора скорости течения, но и температуру, электропроводность, мутность воды и концентрацию растворенного кислорода. Все измерения сопровождались непрерывной регистрацией метеопараметров. Неоценимую помощь в освоении этой новой аппаратуры оказал ведущий научный сотрудник ООО «Компания ИНФОМАР» В.В.Елисов, также входивший в состав экспедиции.

Задачи экспедиции включали: 1. Проведение измерений распределений скоростей течений, концентраций солей, кислорода, взвеси и температуры воды по глубине озера (по всей длине изучавшихся потоков) и выполнение долгосрочных серий зондирований во времени. 2. Исследование динамики вод и диффузии примесей для изучения механизмов массообмена и разработки методов прогноза формирования качества воды в озере под воздействием стратифицированных течений.

В первый день измерений была выполнена съемка Петрозаводской губы по 15 станциям с применением зондов Sea -Sun , RCM 9 LW, кодуктометра и оксиметра «Эксперт» и прозрачномера. Работы проводились в условиях, близких к штилевым. Интенсивные измерения дали интересные результаты.

Выявлена структура полей скорости течения и параметров состава воды в Петрозаводской губе. Обнаружено придонное термически стратифицированное течение, которое переносило примеси из губы в открытое озеро. Траектория течения пролегала по линии максимальных глубин в стороне от зоны водозабора системы водообеспечения г. Петрозаводска.

Петрозаводская губа Онежского озера

Таким образом, зарегистрированное и детально исследованное нами течение предотвращало опасное вовлечение в эту систему загрязнений из реки Шуя. Подобное вовлечение бывает особенно сильным в пероды развития весеннего и осеннего термобара в озере. Основная часть примесей, по крайней мере весомых, транспортировалась от устья р. Шуя течением обнаруженным нашей экспедицией. Толщина придонного потока, распространявшегося на глубинах до 35 м, составляла 2 – 4 м, скорость достигала 12 см/с. При выходе из губы в открытое озеро течение отрывалось от дна и двигалось в виде подводной струи по поверхности вод большей плотности.

Работы в экспедиции на Онежском озере велись от зари и до заката и даже круглосуточно

Подготовка к измерениям распределений температуры, электропроводности, мутности воды и концентрации растворенного кислорода. Студент 5-го курса Литвинов Е.А.

На осевой линии зарегистрированного течения проведены регулярные наблюдения на суточной станции с измерениями профилей скорости течения по всей глубине от поверхности до дна в точке с глубиной 26 м через каждые 10 мин допплеровским измерителем RDCP -600, поставленным на дно. При этом на горизонте постановки с той же дискретностью измерялись температура, мутность, электопроводность, концентрация растворенного кислорода и изменения уровня поверхности воды.

Одновременно зондами Sea -Sun , RCM 9 LW, кодуктометром и оксиметром «Эксперт» и прозрачномером, разработанным на нашей кафедре, с дискретностью 30 мин велись подробные регистрации вертикальных распределений температуры, электропроводности воды, концентраций растворенного кислорода, взвеси и хлорофилла-а. Структура течений определялась в основном сильными дрейфовыми потоками, обусловленными ветром со стороны открытого озера. Были зарегистрированы и детально прослежены процессы энергопередачи от дрейфового течения к придонному и сопутствующие преобразования распределений температуры и концентраций примесей, включая эффект размыва дна течением. Развивавшаяся в таких условиях (юго-восточный ветер) сгонно-нагонная циркуляция обеспечивала активное поступление холодных вод открытого озера в Петрозаводскую губу. Придонный поток из губы в этот период отсутствовал.

Аналогичная по составу измеряемых параметров и методике, но более короткая серия зондирований проведена в центральной части Петрозаводской губы в период развивающегося волнения при других синоптических условиях, определявшихся юго-западным ветром. 19-го сентября пришлось прервать работу на несколько часов из-за штормового предупреждения. Как ни хотелось в азарте продолжать измерения, но со стихией не шутят. Однако данные, которые удалось получить в этой серии наблюдений, позволили проследить эволюцию структур течений по всей глубине озера при усилении дрейфового потока с характерным экмановским вращением вектора скорости течения по мере роста глубины. В 3-5 метровом придонном слое, над которым развивалось интенсивное перемешивание вод, существовал гравитационный плотностной поток из губы в открытое озеро, усиленный энергопередачей от дрейфового течения с геострофическим поворотом вектора скорости. Гидродинамическая устойчивость этого потока сохранялась, несмотря на волнение. Она обеспечивалась пониженной температурой придонных вод и выравниванием распределения плотности воды в вышележащих слоях. Причем дополнительное понижение температуры придонных вод в губе было связано с синоптической и гидродинамической обстановкой, измерения в которой велись в предшествующей серии зондирований

Результаты завершающего разреза по осевой линии Петрозаводской губы в условиях слабого волнения в целом подтвердили приведенные выше выводы первичного анализа данных, полученных на первом разрезе и в двух сериях зондирований с применением допплеровского профилографа течений RDCP -600, поставленного на дно (на автономных буйковых станциях). Как и на первом разрезе работы велись с применением многопараметрических зондов Sea -Sun , RCM 9 LW, кодуктометра и оксиметра «Эксперт» и прозрачномера. Была зарегистрирована эмиссия облаков мутности, содержавших взвеси с загрязнениями из придонного стратифицированного течения к поверхности воды. Этот эффект, важный с точки зрения учета воздействий подобных течений на процессы формирования качества воды, фиксировался также и в сериях зондирований на срочных станциях.

В ходе исследований на Онежском озере обнаружены циркуляционные и придонные стратифицированные течения. Рассмотрены пространственно-временные преобразования структур полей скорости течений и параметров состава воды. Получены новые данные о влиянии гидродинамических процессов на перенос примесей в Петрозаводской губе озера.

Теперь предстоит самое интресное - анализ результатов проведенных гидрофизических исследований, а также данных о распределениях гидрохимических характеристик вод озера, полученных нашими коллегами из Института Водных Проблем Севера КарНЦ РАН. Будут разрабатываться методы математического моделирования наблюдавшихся процессов. Теоретической работы хватит на весь год. А летом – новые экспедиции на моря, озера и водохранилища с участием студентов, аспирантов и сотрудников кафедры физики моря и вод суши.

Студенты 530-й группы

Долгополов Ю.М., Литвинов Е.А.

Вконтакте

До появления поселения, давшего названию городу и заливу, неофициально называлась Соломенским заливом, Соломенской губой или озером Соломялахта.

Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Корсолма и отстоящим на 5,1 мили к от него мысом Шуйнаволок. С Логмозером соединена Соломенским проливом. В Петрозаводскую губу впадают Лососинка, Неглинка, Студенец и ряд других рек. Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из ее вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Природа

Петрозаводская губа является традиционным местом обитания рыб - корюшки, ряпушки, ершей, окуней, плотвы, трёхиглой и девятииглой колюшки, подкаменщика, уклеи. Из ценных пород можно выделить шуйского сига, лосося и других. Это одно из основных мест нереста налима в Онежском озере. Петрозаводская губа - место обитания диких настоящих уток и чаек. растительность - традиционная для Онежского озера - осока, камыши, хвощ, из водных растений - элодея и другие.

Судоходство

С давних пор Петрозаводская губа судоходна, еще до основания Петрозаводска в ней промышляли рыбаки, а также её использовали жители Шуйского погоста, монахи Соловецкой обители.

С основанием города, город снабжался, в основном водным путём, по воде переправлялась и продукция Петровского завода. Первый пароход (буксирный) в водах Петрозаводской губы появился в августе 1828 года, с 1860 года начинается и пассажирское пароходное сообщение пристани Петрозаводск с Санкт-Петербургом, впоследствии с Повенцом и Шалой.

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

Sok Os , CC0 1.0

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета», с 1964 года - «Метеоры», с 1966 года - «Кометы», с 1986 года - «Колхиды». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи, Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов.

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароход, принадлежащий лесозаводу в Соломенном, перевозил из города на завод и обратно рабочих этого завода.

Sok Os , CC0 1.0

С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до реки Шуя.

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП, так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озёрных трамваев «Советская Карелия» и № 2).

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»).

В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

Летом 1941 году Беломорско-Онежским пароходством была обустроена пристань «Пески» с организацией пассажирского павильона и билетных касс, однако в связи с началом Великой Отечественной войны и малым пассажиропотоком регулярное движение до пристани было прекращено.

В послевоенное время с 1945 года на линии Петрозаводск - Соломенное - Зимник работал пароход Беломорско-Онежского пароходства «Нарва», которого сменил в 1946 года полученный по репарациям от Финляндии «Джамбул». Пароход также стал заходить на пристань Бараний Берег.

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо-94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960—1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда».

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин».

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов. В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены.

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранён причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии.

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолётов типа Ан-2.

До 1980-х годов существовал лесосплав Шуйской сплавной конторы. На берегах губы строились и в акватории испытывались различные суда - рыболовные (МРБ и другие) Петрозаводской судоверфи, буксиры и баржи Петрозаводского судоремонтно-судостроительного завода, грузовые суда и военные корабли завода «Авангард», в настоящее время - суда деревянного судостроения различных судостроителей Петрозаводска. Имеется проект строительства и испытания экранопланов.

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского района, в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные среди горожан пляж Пески и места отдыха - Бараний Берег, Сайнаволок, Чёртов Стул.

Фотогалерея




Полезная информация

Петрозаво́дская губа́
Петрозаводский залив
до появления поселения, давшего названию городу и заливу, неофициально называлась Соломенским заливом, Соломенской губой или озером Соломялахта

Морфометрические параметры

  • Поверхность зеркала - 72,6 км²
  • Объём водной массы - 1,0 км³
  • Береговая линия - 35 км
  • Средняя глубина - 15,0 м

Климат

Обычно покрывается льдом в ноябре-декабре, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841, 1880, 1903, 1923 1935, 1973, 1975, 1977, 2008. Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани.

Острова

  • Неглинный (Калинина или Неглин) находится в акватории Петрозаводской губы в 0,6 км от берега, в створе ул. Краснодонцев. Второе название острова происходит от фамилии торгующего крестьянина-карела из д. Онгамуксы Спасопреображенской волости Алексея Калинина, владевшего до Октябрьской революции лесопильным производством, находившемся на острове. Впоследствии на острове находились производственные здания Петрозаводского концентрационного лагеря исправительных работ (1920-е годы), склады топлива и леса Беломорско-Онежского пароходства. В 1946 году работала водная линия Соломенное - Неглин остров. В настоящее время необитаем. На острове установлен навигационный знак и флаг России. Имеются проекты соединения острова и материка мостом с превращением его в рекреационую зону.
  • Лойостров находится в акватории Петрозаводской губы, в 0,9 км от берега, южнее кварталов городских лесов. Ранее имелась пристань и склады топлива БОПа. На на юго-восточной оконечности острова установлен навигационный знак и флаг России. Необитаем. Были предложения об устройстве на острове историко-культурного центра.
  • Ивановские острова лежат на выходе из Петрозаводской губы:
    • Никольский. До революции на острове находилась часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая.
    • Койвостров.
    • Мудростров.
    • Педай.
    • Мадостров.
    • Ивановский.
  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Все острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

  • Пирс и волнолом Выгойнаволок.
  • Пирс водонасосной станции на юго-востоке города Петрозаводск.
  • Причалы бывшего завода «Авангард».
  • Пирс МЧС.
  • Пирс бывшей Петрозаводской судоверфи (ЗАО «Варяг»).
  • Пирс рыбокомбината и новый пирс яхт-клуба (порт «Пески»).
  • Причал Южного грузового района.
  • Пирсы и дамба порта Петушки (дебаркадер в полузатонувшем состоянии, несколько полуразрушенных причалов).
  • Пирс городского яхтклуба.
  • Пристань клуба «Полярный Одиссей».
  • Причалы Онежского судостроительного завода (бывшие пирсы Урицкого грузового района Петрозаводского порта и Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота).
  • Пассажирская пристань Петрозаводск оборудован у юго-западного берега Петрозаводской губы. Ранее принадлежала Петрозаводскому порту.
  • Разрушенные пирсы старой пристани и водостанции «Динамо». В затопленном состоянии, в мелководье, выступают из воды. В 1990-х в этом месте находился музей «Ковчег Одиссеев».
  • Пирс Онежского района водных путей Беломорканала (в створе улицы Московской)
  • Разрушенные пирсы вдоль набережной Варкауса.
  • Пирс бывшего Северного грузового участка Петрозаводского порта. Волнолом (частично сооружен из довоенного лихтера).
  • Пирс деревообрабатывающего комбината.
  • Пирсы домостроительного комбината.
  • Пирс Петрозаводскмаша.
  • Дебаркадер и пирсы бывшего яхтенного порта Пески.
  • Пирс в Соломенном.
  • Полуразрушенный пирс у наплавного моста через Соломенский пролив.
  • Остатки причала пристани Зимник.
  • Причал в Бараньем берегу.

Маяки

Первый маяк в губе устроен Петром Первым на верхнем этаже церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Петрозаводске. Долгое время функционировал Константиновский маяк на Петрозаводской пристани. В настоящее время сохранился автоматический маяк на Ивановских островах.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на заготовку дров на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. Четверых человек спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп», подверглась в районе Ивановских островов огню финской артиллерийской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 года.
  • Буря 1977 года, в результате которой пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолёты, явилась одной из причин ликвидации порта.
  • Музейный озёрный ледокол «Нева» проекта 16 типа «Дон» 1958 года постройки и музейный центр «Полярный Одиссей».

90 процентов всей акватории Онежского озера — это чистейшая вода высокого качества. Водоему, по мнению специалистов, удается сохранять свою первозданную чистоту. Это стратегический источник пресной воды, уверены ученые. Однако четыре процента акватории претерпевают очень сильные изменения. Это Петрозаводская и Кондопожская губы.

Так, например, сточные воды Кондопожского ЦБК, да и всего города бумажников, уже 80 лет сбрасываются в вершинную часть Кондопожской губы. Ученые Института водных проблем Севера КарНЦ РАН убеждены, что из-за деятельности ЦБК в экосистеме залива образовалась «мертвая зона»: на дне в районе выпуска стоков полностью отсутствуют донные животные.

Основоположник гидробиологических исследований озер Карелии — Сергей Герд. Он начал изучать водоемы сразу после войны. 13 сентября 1968 года в Петрозаводске появилась лаборатория гидробиологии (подразделение Института водных проблем Севера КарНЦ РАН). Сейчас заведующая этой лабораторией — доктор биологических наук Наталья Калинкина.

Герд заложил основные направления гидробиологии — изучение зоопланктона (это обитатели толщи воды) и бентоса (обитатели дна). Эти существа были взяты за основу потому, что они кормовая база рыб.

Главный объект внимания Института водных проблем Севера КарНЦ РАН — Онежское озеро.

Слева направо — основатель ихтиологических исследований Иван Правдин, завлабораторией гидробиологии КарЦН РАН Наталия Калинкина, Сергей Герд. Фото: Николай Смирнов

ЦБК на губе

«Мертвая зона» в Кондопожской губе возникла в 1970-х годах — дно в районе выпуска стоков ЦБК оказалось под слоем плохо разлагающихся отходов производства. Позже — в начале 1980-х — в Кондопоге начали строить очистные сооружения с глубинным рассеивающим выпуском сточных вод (в Онежское озеро). Тогда-то в губе и стало очень много фосфора (главный источник этого элемента, кстати, — стиральные порошки).

Фосфор стимулирует рост (а в больших количествах — обилие) водных растений и животных. Увеличение фосфора повлечет за собой вспышку численности микроводорослей, в том числе сине-зеленых. В воду начнут поступать токсичные продукты их жизнедеятельности. Все это гарантированно ухудшит качество воды и приведет к гибели рыбы. Иными словами, водоем состарится, на его месте образуется болото. Этот процесс называется эвтрофированием .

— Важно заметить, что загрязненная вода Кондопожской губы относительно изолирована от открытого Онежского озера. Во-первых, этому способствует узкая вытянутая форма залива. А во-вторых, дно Кондопожской губы имеет форму ковша, — рассказывает Наталия Калинкина.

Питье из реки

Петрозаводская губа от сточных вод страдает меньше Кондопожской. Их выброс производится в районе Сайнаволока. Там установлена станция биологической очистки — все сделано как нужно: в Онего выходят «условно-чистые воды».

— В Петрозаводской губе другая проблема: качество воды ухудшают тридцать ливневых стоков. Они никакой системой очистки не снабжены, — говорит Наталия Калинкина. — Например, несколько лет назад в ливневом стоке, который находится между улицами Московская и Мурманская, были обнаружены нефтепродукты. А ведь там рядом находится водозабор! В качестве временной меры против загрязнения озера на этом ливневом стоке администрация города поставила ловушку-отстойник.

Ученые уверены: место расположения петрозаводского водозабора выбрали неправильно. Он находится там, где проходят воды реки Шуи. Они, впадая в Онего, прижимаются к берегу, на котором стоит город. Воду Шуи сотрудники Института называют болотной, с низким качеством.

Институт водных проблем Севера еще в 1990-х рекомендовал перенести водозабор за пределы Петрозаводской губы — в район Ивановских островов. Там озерная вода гораздо чище, она бы требовала минимальной обработки, прежде чем попадать в квартиры горожан.

— При всех проблемах с качеством воды Петрозаводской губы положительным моментом можно считать высокую степень ее открытости. В отличие от Кондопожской, у нас происходит активный водообмен с открытым озером. Вода в Петрозаводской губе обновляется каждые четыре месяца. Это препятствует аккумуляции загрязнений, — добавляет Наталья Калинкина.

Форель — не только вкусно

В Институте водных проблем Севера КарНЦ РАН считают, что новой экологической проблемой Онежского озера может стать форель. Точнее, бесконтрольное развитие форелевых хозяйств в прибрежной зоне.

Сейчас треть всей товарной форели в Карелии выращивается в северо-западных заливах Онежского озера. Там уже более десяти форелевых хозяйств. Их деятельность, уверены ученые, должна находиться под строгим контролем.

— Форель выращивается в садках, скученно. Кормят ее органическими веществами, которые содержат в себе фосфор и азот. Эти вещества стимулируют все живое — водоросли, бентос и прочее. Разумеется, весь корм форель в садках не съедает, он попадает в водоем. Но много корма — это не всегда хорошо.

Для форелеводческих хозяйств большое значение имеет степень проточности водоема. Если проточность невысока, то быстрое накопление продуктов жизнедеятельности рыб и остатков корма может ухудшить качество воды в отдельном заливе, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории гидробиологии Елена Теканова.

В Лахтинской бухте, например, после ухудшения качества воды форелевое хозяйство закрыли. Восстановление природных свойств воды и водных организмов произошло только через пять лет.

Ученые института считают, что то количество форелеводческих хозяйств, которое сейчас действует, не ухудшает качество воды Онежского озера. От них не нужно отказываться. С этой нагрузкой озеро пока справляется за счет внутренних способностей к самоочищению. Главное, не допустить их дальнейшего бесконтрольного появления. Ведь возможности озера нейтрализовать (утилизировать) эти загрязнения не безграничны.

Президент и Год экологии

В структуре Института водных проблем Севера КарНЦ РАН есть пять лабораторий, в том числе географии и гидрологии, гидрофизики, гидрохимии и гидрогеологии, гидробиологии, палеолимнологии. Ученые искренне беспокоятся за состояние Онежского озера, ежегодно проводят многодневные экспедиции. Они уверены, что пока проблемы Онего носят локальный и во многом обратимый характер.

Мария Сярки — старший научный сотрудник лаборатории гидробиологии Института водных проблем Севера, специалист по зоопланктону.

— Если просто: наша задача — выяснить, кто кого ест, кто отчего мрет, где именно это происходит и чем все это нам грозит. Мы недавно оценили в Онего кормовую базу рыб. Выясняли, какие уловы, не падают ли они. Так вот всем видам рыб еды хватает: и зоопланктона, и бентоса в Онего много — кормовая база в целом не изменилась за десятилетия. Поэтому если в нашем озере происходят какие-то изменения в составе рыбного населения, то вероятные причины тому — браконьерство или загрязнения.

Тем не менее сотрудники института уверены: Онежское озеро есть от чего защищать. Они часто цитируют слова президента Владимира Путина, который 20 ноября 2013 года на заседании Совета безопасности России обратил внимание чиновников на проблемы с обеспеченьем питьевой воды.

— Самое серьёзное внимание предстоит уделить восстановлению озера Байкал и водных ресурсов Ладожского и Онежского озёр — крупнейших резервуаров пресной воды. Отмечу, что ухудшение качества вод Ладожского и Онежского озёр может привести к проблемам с обеспечением питьевой водой всего Северо-Западного региона, — произнес президент.

Восстанавливать Ладогу и Онего, считают ученые, необходимо вкупе. Заниматься этим вопросом нужно на федеральном уровне, только на региональном невозможно: Онежское озеро, например, расположено на территории трех регионов.

Сейчас Законодательное собрание Карелии подготовило закон «Об охране Ладожского и Онежского озёр». Он уже находится на рассмотрении в Госдуме. Сотрудники института надеются, что в Год экологии его обязательно примут.

Климат

Обычно покрывается льдом в ноябре-декабре, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1977, 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Все острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Петрозаводская губа Онежского озера

Маяки

Буксировка лихтера финской постройки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароход, принадлежащий лесозаводу в Соломенном, перевозил из города на завод и обратно рабочих этого завода. С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до Шуи .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП, так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озерных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»). В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

Летом 1941 году Беломорско-Онежским пароходством была обустроена пристань «Пески» с организацией пассажирского павильона и билетных касс, однако в связи с началом Великой Отечественной войны и малым пассажиропотоком регулярное движение до пристани было прекращено.

В послевоенное время с 1945 года на линии Петрозаводск - Соломенное - Зимник работал пароход Беломорско-Онежского пароходства «Нарва», которого сменил в 1946 года полученный по репарациям от Финляндии «Джамбул». Пароход также стал заходить на пристань Бараний Берег .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо-94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранен причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолетов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского район, в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные пляж Пески и места отдыха - Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на дровозаготовки на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. 4 человека спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 г.
  • Буря 1977 года - пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолеты, явилась одной из причин ликвидации порта.